ТОП 12 от ДОМЛИТ     10-12.06.2020

Николай Бердяев

фоФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА

 

Утверждать нужно не право на счастье

для каждого человека, а достоинство каждого

человека, верховную ценность каждого

человека, который не должен быть

превращен в средство. 

 

Самопознание

 

 

ФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА

ФИЛОСОФЫ  ИЮНЯ

 

1 июня

_____________________________________

2 июня

_____________________________________

3 июня

_____________________________________

4 июня

_____________________________________

5 июня

_____________________________________

6 июня

_____________________________________

7 июня

_____________________________________

8 июня

 

Громадка Йозеф Лукл философ Чехии, богослов

Лосский Владимир Николаевич философ России

_____________________________________

9 июня

 

Болланд Герардус философ Нидерландов

Дюгем Пьер математик XIX века, физик, философ Франции, историк науки, механик

Гордон Аарон Давид философ XX века, социалист-утопист

Левкович Анатолий Иосифович - философ Белоруссии.

_____________________________________

10 июня

 

Крузиус Христиан Август ректор Лейпцигского университета, философ XVIII века

_____________________________________

11 июня

 

Бэн Александр логик XIX века, философ

Гуляев Александр Дмитриевич историк философии, логик Российской империи, философ

Каплан Мордехай - философ США, социалист, переводчик, социолог религии, раввин.

Пономарев-Полянский Василий Валерьевич - философ России, музыкант.

Орнатский Борис Философович - священномученик.

_____________________________________

12 июня

 

Бачко Бронислав философ Польши, историк, марксист

Эрвин Ласло пианист XX века, преподаватель Йельского университета, философ

Карл Ивер Ховланд доктор философии по психологии, преподаватель Йельского университета

Феликс Евгеньевич Ажимов - доктор философских наук, преподаватель Дальневосточного федерального университета, философ России.

Дэвид Румельхарт - доктор философии, преподаватель Стэнфордского университета, психолог США.

_____________________________________

13 июня

 

Диди-Юберман Жорж искусствовед Франции, философ искусства

Жильсон Этьен философ Франции

Молинос Мигель де - философ Испании, богослов

_____________________________________

14 июня

_____________________________________

15 июня

_____________________________________

 

 

 

 

 

 

Современность и Н.Н.Федоров

В конце XX века в России интерес к творчеству и идеям Фёдорова снова возрос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н. Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н. Ф. Фёдорова регулярно работает научно-философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н. Ф. Фёдоров и К. Э. Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 году был проведён Международный Конгресс в Белграде «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова».

23 октября 2009 года в городе Боровске Калужской области открыт первый в России памятник Николаю Фёдоровичу Фёдорову

В современной массовой культуре идеи Фёдорова получили известность благодаря научно-фантастическим произведениям, таким, как трилогия Ханну Райаниеми «Квантовый вор» и роман Игоря Мирецкого «Архивариус».

Сочинения

«Amor fati» или «Odium fati»?

Авторское право и авторская обязанность, или долг

Агатодицея Соловьева и теодицея Лейбница (отрывок)

Аксиомы Канта, как основы его критики

Бессмертие, как привилегия сверхчеловеков (По поводу статьи B. C. Соловьева о Лермонтове)

Бесчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возврат?

Блудный сын философии

Бульварная апология смерти

В чем заключается всеобщий категорический императив?

В чем свобода?

Вариант статьи «Иго Канта»

Властолюбие или отцелюбие?

Возможно ли братство? При каких условиях оно возможно и что для этого нужно?

Гаман и «Просвещение» XVIII века

Где начало истории?

Два исторических типа мировоззрения

Две противоположности

Добавочные мысли к предшествующей статье («К вопросу о двух разумах»)

Еще к вопросу о двух разумах!..

Живое и мертвенное восприятие истории

Жизнь как опьянение или как отрезвление

Жить не для себя, ни для других — отрицание и альтруизма, и эгоизма

Знание и дело

Значение поклонения трех царей

Иго Канта

Идея всемирно-мещанской истории

Идея всемирно-мещанской истории (статья 2)

Из посмертных рукописей

Из третьего тома «Философии общего дела»

Искусство подобий и искусство действительности (Птоломеевское и коперниканское искусство)

Искусство, его смысл и значение

К вопросу о двух разумах

К спору о трех Римах

К статье «Разоружение»

К статье «Философ Черного Царства»

К университетской или новофарисейской нравственности

Как возник «Заратуштра»

Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством

Как началось искусство, чем оно стало и чем должно оно быть?

Кант и Ричль (По вопросу о двух разумах)

Кант и евангельское дитя, или Сын Человеческий

Кантизм, как сущность германизма

Кланяться или не кланяться?

Конец сиротства; безграничное родство

Конец философии

Коперниканское искусство

Критицизм, как игра или развлечение

Лакейский аристократизм

Ложный демократизм Канта

Метафизики и агностики

Мефистофель, как выразитель «светской культуры»

Мировая трагедия

Моральная казуистика Канта

Мысли о Ричле

Мысли об эстетике Ницше

Мыслитель-«учёный», «слишком учёный», то есть учёный-филистер

«Назад к Канту!»

Наследие Канта

Наука и искусство

Недосказанное в этике «сверхчеловека»

Неопределённость мыслей славянофилов об единении

Непорочность физическая и нравственность — непременное условие бессмертия

Ни эгоизм, ни альтруизм, а родство!

Нравственность — не барство и не рабство, а родство

О Гамане

О Ричле

О Якоби

О великом будущем семьи и ничтожном будущем нынешнего «общественного» дела

О двух критиках: городской, мещанской и сельской, крестьянской

О двух нравственностях: тео-антропической и зоо-антропической

О значении обыденных церквей вообще и в наше время (время созыва конференции мира) в особенности

О категориях Канта

О мировой целесообразности

О начале и конце истории

О некоторых мыслях Киреевского

О нео-кантианцах

О нравственности и мистицизме у Ницше

О пределах из «вне» и из «внутри»

О славянофилах-фарисеях и западниках-саддукеях

О смертности

О соединении двух разумов

О философии В. Соловьева

О «чрезмерности» и недостаточности истории

Об идеографическом письме

Об обращении оружия, то есть орудий истребления, в орудия спасения

Об объединении искусств

Об ограниченности западного «просвещения»

Обыденные церкви на Руси

Одно из противоречий сынов века сего

Отношение торгово-промышленной «цивилизации» к памятникам прошлого

Панлогизм или иллогизм?

Плата за цитаты, или великая будущность литературной собственности, литературного товара и авторского права

По поводу Шопенгауэра

По поводу взгляда Канта на автономию воли

По поводу книги В. Кожевникова «Философия чувства и веры»

«По ту сторону добра и зла»

По ту сторону сострадания, или Смех сверхчеловека

Позитивистический момент в развитии Ницше

Последний философ

Последний философ-мыслитель

Почему практический разум не исполнил на деле то, что теоретический разум признал неисполнимым в мысли?

Практическая философия Лотце, или наука о ценности бытия

Призрачная автономия

Произвол — творец учения о невольных возвратах

Разоружение

*** Разум, который признает за истину недоказанное…

Реформа гегелевой «Логики»

Родоначальник славянофилов

Рождение или воссоздание?

 
 
июнь
1  2  4  5 
6  7  8  9  10  11  12 
13  14  15 16 17  18  19  20  21  22 23 24  25  26  27  28  29  30  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕНь в философии
читаем философию

Никола́й Фёдорович Фёдоров (в семье называли Никола́й Па́влович Гага́рин 26 мая (7 июня) 1829, Ключи, Тамбовская губерния — 15 (28) декабря 1903, Москва) — русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.

Его именовали «московским Сократом». C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими. 

Фёдоров может с полным правом считаться предтечей и пророком ноосферного мировоззрения, основы которого заложены в трудах В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. Возникшее в конце XX века движение «трансгуманизма» также считает Фёдорова своим предтечей. При этом трансгуманизм призывает к бесконечному совершенствованию человека с помощью технических достижений, а Федоров считал технику временной, побочной ветвью развития цивилизации. Он полагал, что "силы человека должны быть направлены в другую сторону - к улучшению и преображению самого себя"[20].

«Философия общего дела» нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников XX века, таких как В. Брюсов и В. Маяковский, Н. Клюев и В. Хлебников, М. Горький и М. Пришвин, А. Платонов и Б. Пастернак, В. Чекрыгин и П. Филонов. Их творчество затронула глубина этических требований Фёдорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями. Не случайно писал о мыслителе А. Л. Волынский: «Фёдоров — единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…».

Связь с космонавтикой

Мысль Циолковского: «Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» явно вдохновлена идеями Н. Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит, если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.

Идеи Н. Ф. Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием «Философия общего дела», внимательно читал С. П. Королёв. Когда 12 апреля 1961 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй «Два Гагарина», напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пётр Я́ковлевич Чаада́ев (27 мая [7 июня] 1794, Москва — 14 [26] апреля 1856, там же) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни.

Его труды были запрещены к публикации в императорской России.

В 1829—1831 годах создаёт своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», «духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии»[2]. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим

Творчество

Для понимания творчества Чаадаева следует учитывать пережитые им кризисы личности. «В годы до 1823-го у Чаадаева произошёл первый духовный кризис — в сторону религиозную. Чаадаев, и до того времени много читавший, увлёкся в это время мистической литературой; особенное влияние имели на него сочинения Юнга-Штиллинга. Здоровье его пошатнулось вследствие чрезвычайной духовной напряжённости, и ему пришлось уехать за границу для поправления здоровья, где он оставался до 1826-го года (что его спасло от гибели, так как он был чрезвычайно близок к самым видным декабристам). По возвращении из-за границы Чаадаев был арестован, но вскоре освобождён и смог вернуться в Москву, где он пережил второй кризис — на несколько лет он сделался совершенным затворником, весь уйдя в очень сложную мыслительную работу. В эти годы (до 1830 года) полнейшего уединения у Чаадаева сложилось всё его философское и религиозное мировоззрение, нашедшее (в 1829 году) своё выражение в ряде этюдов, написанных в форме писем»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1828 — Борис Чичерин (ум. 1904), русский правовед, философ, историк и публицист.

Бори́с Никола́евич Чиче́рин (26 мая [7 июня] 1828, Тамбов — 3 [16] февраля 1904, Москва) — русский правовед, один из основоположников конституционного права России[1], философ, историк, публицист и педагог. Почётный член Петербургской Академии наук (1893). Почётный член Московского университета (1900)[2]. Гегельянец. Разработал первую модель атома, в которой атом представляется сложной структурой с составным положительно заряженным ядром и составленными из отрицательных элементов оболочек[3]. Почётный член Русского физико-химического общества (по рекомендации Менделеева). Член Физического отделения Общества любителей естествознания (по рекомендации Столетова [4]).

Дядя будущего наркома иностранных дел РСФСР и СССР Г. В. Чичерина. Видный представитель российской школы государствоведения.

Андре́а Чезальпи́но, или Цезальпи́н (итал. Andrea Cesalpino, лат. Andreas Caesalpinus, 6 июня 1519, Ареццо, Тоскана, Италия — 23 февраля 1603, Рим, Италия), — итальянский врач, естествоиспытатель и философ.

 

 

 

 

 

 

 

 

По словам одного из врагов его, идеи Цезальпина пользовались такой широкой известностью, что не только в Италии, но даже в Германии внушали к себе бо́льшее уважение, нежели изречения дельфийского Аполлона у греков. Цезальпин постоянно оставался аристотеликом или, вернее, перипатетиком, воспринявшим, однако, в своё философское учение некоторые позднейшие элементы. В истории философии установился тот взгляд, что Цезальпин преобразовал аверроистический аристотелизм в пантеизм. В этом смысле он признаётся одним из видных предшественников Спинозы. Своё философское учение он изложил в труде «Quaestiones peripateticae» (Венеция, 1571; ко 2-му изданию, 1593, присоединён другой философский трактат — «Daemonum investigatio peripatetica»).

Основные положения его учения сводятся к следующему. Наше мышление отправляется от всеобщего; последнее выражается или в общих и основных принципах разума, или в общем представлении, которое слагается в нас благодаря показаниям чувств от соприкосновения с внешними предметами. Однако это всеобщее, познаваемое нами при помощи индукции, является лишь неопределённым и смутным целым, преобразующимся в отчётливое и ясное познание природы вещей лишь благодаря усмотрению различий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сэр Иса́йя Бе́рлин OM (англ. Isaiah Berlin, латыш. Jesaja Berlins; 6 июня 1909, Рига — 5 ноября 1997, Оксфорд) — английский философ, историк идей в Европе от Вико до Плеханова с особым вниманием к Просвещению, романтизму, социализму и национализму, переводчик русской литературы и философской мысли, один из основателей современной либеральной политической философии.

В 1932 году, в возрасте двадцати трёх лет, Берлин стал стипендиатом Колледжа всех душ Оксфордского университета. Помимо своей плодотворной работы, он перевёл произведения Ивана Тургенева с русского на английский, а во время Второй мировой войны работал на дипломатической службе Великобритании. С 1957 по 1967 год он был чичелийским профессором социальной и политической теории в Оксфордском университете. С 1963 по 1964 год был президентом Аристотелевского общества. В 1966 году он сыграл решающую роль в создании Вольфсон-колледжа в Оксфорде и стал президентом-основателем. В 1946 году Берлин получил Орден Британской империи, в 1957 году посвящен в рыцари, а в 1971 году получил Орден Заслуг Великобритании. С 1974 по 1978 год был президентом Британской академии. В 1979 году получил Иерусалимскую премию за пожизненную защиту гражданских свобод, а 25 ноября 1994 года он получил почетную степень доктора юридических наук в университете Торонто. Для этого случая он подготовил «короткое кредо» (как он назвал это в письме к другу), теперь известное как «Послание двадцать первому веку», которое было зачитано от его имени на церемонии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1889 — Игорь Сикорский (ум. 1972), русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ.

И́горь Ива́нович Сико́рский (англ. Igor Sikorsky, 25 мая (6 июня) 1889 год[4], Киев, Российская империя — 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США) — русский[5][6] и американский[7] авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана[8], серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).

 

 

 

 

 

 

 

 

Вселенная человека: русский космизм