фоФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА
_____________________________________
_____________________________________
Глава классического университетского учебника "Основы религиоведения", знакомящая читателя с широким спектром мистических, оккультных, спиритуалистических и других концепций осуществляющих синтез элементов различных религий, а также научного и вненаучного знания.
Трефилов В. А. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия//Основы релиоведения: Учеб., М.: Высш. шк., 2005, Глава XVII . c. 364-381.
В состав надконфессиональной синкретической религиозной философии входит широкий спектр мистических, оккультных, спиритуалистических и других концепций, которые развиваются вне основного русла традиционных религиозных направлений. Они осуществляют синтез элементов различных религий, а также научного и вненаучного знания.
В 1808 году Софи Жермен написала мемуар о колебаниях тонких пластинок («Mémoire sur les vibrations des lames élastiques»), за который получила премию Академии наук.
В 1811 году: Софи участвует в конкурсе, объявленном Парижской Академией наук на тему из теории упругих колебаний (происхождение фигур Хладни). В жюри были Лежандр, Лаплас и Пуассон. Понадобилось пять лет исследований и консультативная помощь Лагранжа, прежде чем в 1816 году она завоевала «премию Первого класса» конкурса (приз было решено не присуждать никому).
Софи становится первой женщиной, получившей право участия в заседаниях Парижской Академии наук. Работы по теории упругости Софи продолжала и в дальнейшем.
Занималась также теорией чисел. Доказала так называемый «Первый случай» Великой теоремы Ферма для простых чисел Софи Жермен n {\displaystyle n} , то есть таких простых чисел n {\displaystyle n} , что 2 n + 1 {\displaystyle 2n+1} тоже простое.
В 1830 году Гёттингенский университет, по рекомендации Гаусса, присуждает Софи звание почётного доктора наук, но она уже не успела его получить.
Философские и политические воззрения[править | править код]
В своих произведениях Жозеф де Местр выступает как философ-провиденциалист. В работе «Размышления о Франции» («Considérations sur la France», 1796) де Местр выдвигает собственную теорию революции, находя её причиной божественный замысел, цель которого состояла в очищении Франции от элементов, виновных в «покушении, совершённом на верховную власть во имя нации»[6]. Такими элементами де Местр считает выродившиеся, по его мнению, либеральное дворянство и духовенство, которые попали под влияние философов Просвещения. Также в главе «О насильственном уничтожении человеческого вида» де Местр апологетизирует войну как неизбежный фактор прогресса, очищающий народы от бесполезных элементов
В России Жозеф де Местр пробыл 14 лет, поэтому неудивительно, что его творчество нашло своё отражение в работах некоторых представителей социально-политической мысли России[7].
Прежде всего принято упоминать следующие фигуры: Пётр Чаадаев, который во многом вдохновлялся мыслями де Местра из «Четырёх глав о России»; Ф. Тютчев, М. Н. Катков; Н. Я. Данилевский, чью концепцию культурно-исторических типов де Местр во многом предвосхитил в своей философии истории; Константин Леонтьев, яркий представитель русского эстетического консерватизма, который также близок де Местру в ряде пунктов учения, включая критику современного состояния Европы; такие представители консервативной мысли, как Константин Победоносцев и Лев Тихомиров.
Философ Исайя Берлин убежден, что де Местр оказал влияние на Льва Толстого[8][9]; существуют исследования, доказывающие преемственность идей савойского мыслителя в работах Фёдора Достоевского.
В черновиках романа Льва Толстого «Война и мир» Жозеф де Местр дважды упоминается как посетитель салона А. П. Шерер в 1805 году; возможно, он является прообразом виконта Мортемара[10]. Имя де Местра упоминается Львом Толстым в т. IV романа «Война и мир» (ч.3, гл. XIX), где о нем говорится как об одном из «самых искусных дипломатов» эпохи войны 1812 года. Историк Альбер Сорель указал на близкое сходство между взглядами Толстого на войну и рассуждениями в седьмом диалоге Местра «Санкт-Петербургские вечера». В этих рассуждениях подчеркнуты никчемность планов сражения и зависимость результата последнего от духа армии. И эти же мысли у Толстого накануне Бородинской битвы высказывает князь Андрей Болконский. Лев Толстой не раз цитировал в различные годы остроумное замечание де Местра о трудности краткого изложения мыслей: «Извините длинноту этого письма. Я не имел времени сделать его более коротким».
Родился в семье фармацевта.
В 1924—1927 получил философское образование в университете Гренобля и в Сорбонне[1]. Затем преподавал философию в лицеях.
С 1932 до своей смерти издавал журнал «Esprit» (в 1941—1944 журнал был запрещён оккупационными властями).
Участник движения Сопротивления.
Основные сочинения
«Персоналистская и коммунитарная революция» (сборник статей, 1935);
«Манифест персонализма» (1936);
«От капиталистической собственности к человеческой собственности» (1939);
«Трактат о характере» (1946);
«Введение в экзистенциализм» (1946);
«Свобода под условием» (1946);
«Что такое персонализм?» (1947);
«Маленький страх двадцатого века» (1948);
«Персонализм» (1949) и др.
Надежда отчаявшихся = L’espoir des désespérés. — Искусство, 1995. — 240 с. ISBN 5-210-01319-7
Манифест персонализма — М.: Республика, 1999. — 559 с.