ПИСАТЕЛИ ОТВОРЧЕСТВЕ. Серия книг
Валерий Брюсов БИБЛИОТЕКИ
ЗДЕСЬ
МОГУТ БЫТЬ
ВАШИ КНИГИ И ЖУРНАЛЫ
В рамках Года Литературы в 2015 г. Российский государственный архив фонодокументов (РГАФД) подготовил некоммерческий образовательный просветительский интернет-проект «Голоса писателей и поэтов России».
Возможность сохранить для истории голоса многих представителей русской культуры появилась с момента изобретения звукозаписи в конце XIX в. В первые годы XX в. были записаны на восковые валики, а затем и на грампластинки голоса известных русских литераторов: Л.Н. Толстого, поэтов «серебряного века» русской литературы – А.А. Блока, С.А. Есенина, О.Э. Мандельштама, А. Белого и других, читающих свои произведения. Порою эти записи несовершенны, иногда голоса поэтов трудно разобрать, но это - сокровища звукового наследия России.
В РГАФД хранятся записи писателей и поэтов России XIX–XX вв. Для проекта отобрано, с учетом законодательства Российской Федерации об авторском и смежных правах, 42 фрагмента фонодокументов. В проект включены записи голосов писателей Л.Н. Толстого, М. Горького, Л.Н. Андреева, А.И. Куприна, К.И. Чуковского, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, А.А. Шолохова; поэтов «серебряного века» А.А. Блока, С.А. Есенина, А. Белого, В.В. Маяковского, советских поэтов времени «оттепели» Б.А. Ахмадулиной, Р.И. Рождественского и др.
В проекте можно услышать разные записи: от чтения собственных произведений авторами до выступлений на съездах писателей, вечерах, встречах. Все они отражают ту эпоху, в которую жил и творил писатель.
Фонодокументы представлены с архивными номерами и аннотациями с краткими сведениями о писателях и о звучащих фрагментах, проиллюстрированы фотографиями и текстами стихотворений и цитатами из выступлений литераторов.
Авторы проекта надеются, что проект будет интересен школьникам и преподавателям, а также всем интересующимся литературой и поэзией, историей звукозаписи.
В работах 1987—1990 годов впервые научно обосновал подходы к публикации устной авторской поэзии на примере творчества Высоцкого, за что на первых порах подвергся необоснованной критике на страницах газеты «Советская культура» и журнала «Литературное обозрение». В настоящее время издания, основанные на сформулированных тогда принципах, безусловно признаны в научной среде и считаются наиболее авторитетными. Двухтомник Владимира Высоцкого с его текстологической подготовкой и примечаниями (1990) выдержал в различных издательствах около двадцати изданий.
Основные области исследовательской деятельности Ярхо — древнегреческая трагедия и комедия, древнегреческий эпос и лирика, новонайденные папирусы с текстами античной литературы, а также античные писатели мифографического жанра.
Ярхо — автор многочисленных статей и книг, среди которых монографии «Аристофан» (М., 1954) и «Эсхил» (М., 1958), «Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии» (М., 1978), «У истоков европейской комедии» (1979), «Антигона» (1986), «Античная драма. Технология мастерства» (1990) и др.
Авто ряда комментированных переводов античных мифографов (Парфений, Антонин Либерал, Гигин, Диктис, Дарет, «Первый Ватиканский мифограф»), а также вступительных статей и научных комментариев к новым изданиям классических русских переводов с древнегреческого — «Одиссеи» в переводе Василия Жуковского, трагедий Софокла в переводе Фаддея Зелинского (Ярхо совместно с Гаспаровым), трагедий Еврипида в переводе Иннокентия Анненского, комедий Аристофана, Менандра и др. Исследованию становления этико-моральных понятий в античном мире посвящена статья Ярхо «Была ли у древних греков совесть?» (сб. «Античность и современность». — М., 1972).
В своих работах Ярхо уделяет особое внимание трансформации жанра и всего строя выразительных средств. Член редакционной коллегии серии книг «Библиотека античной литературы», выпущенной издательством «Художественная литература».
Лучшие произведения Накамуры 1960-х: «Плывут облака» (雲のゆき来, 1966), «Далёкое прошлое» (遠隔感応, 1969), «Одиночество» (孤独, 1966). В том же десятилетии началось плодотворное творчество Накамуры-литературоведа. Он и раньше публиковал работы исследовательского характера (в частности книги об Акутагаве), однако именно в этот период 1960-х — первой половины 1970-х смог полноценно реализоваться в этой сфере. В эти годы были написаны работы «Мир Повести о Гэндзи» (源氏物語の世界, 1968), «Литература императорского двора» (王朝文学論, 1963) «Кэнрэймонъин-но Укёнодайбу» (建礼門院右京大夫, 1972) «Взгляды на секс и любовь в японской классической литературе» (日本古典にみる性と愛, 1975) и др. Помимо литературных исследований, Накамура, вернувшись к своему раннему увлечению театром и поэзией, активно стал работать в качестве сценариста радиопьес, где проявил себя новатором, вышедшим далеко за рамки простого озвучивания текста в направлении создания звуковых ландшафтов. Опыты Накамуры на этом поприще оказали существенное влияние на последующие поколения японских авангардных писателей-драматургов (Кобо Абэ и др.), а также до некоторой степени и на европейских авторов, работавших в этом жанре.
В 1971 году вышло во многом итоговое для Накамуры исследование, посвящённое эдоской поэзии канси, «Рай Санъё и его время» (頼山陽とその時代, в 3-х тт.), которое способствовало существенному пересмотру мнений, сложившихся в этой сфере японской филологии. В дальнейшем эта линия творчества была продолжена в капитальных трудах «Жизнь Какидзаки Хакё» (蠣崎波響の生涯, 1989, премия Ёмиури) и «Салон Кимуры Кэнкадо» (木村蒹葭堂のサロン, 2000, изд. посмертно), а также в более доступных широкой читательской аудитории работах «Сад поэтов» (詩人の庭, 1976) и «Эдоская поэзия канси» (江戸漢詩, 1985).
ФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА