ПРОЩАЕМСЯ С ПОЭТОМ ЕЛЕНОЙ КАЦЮБА
Сегодня в библиотеке
20.02.20
15-00
Презентация Каталога книг периода Великой Отечественной войны «Свидетели войны и Победы»
Календарь «Астраханский край: события и даты»
Краеведческие библиографические указатели
Астрахань и люди
Астраханика в Интернете
Книга Памяти Астраханской области
Wiki-справочник «Храмы Ахтубинской епархии»
Cправочник «Храмы Астраханской епархии»
«Сорок первый — сорок пятый: книга народной памяти о войне»
Справочник «Авторы трудов об Астраханском крае»
21 февраля - ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА
В 1907 году в Мариинском театре состоялась премьера
оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом
Национальная библиотека Республики Бурятии
ЗДЕСЬ
МОГУТ БЫТЬ
ВАШИ КНИГИ И ЖУРНАЛЫ
Футуризм (от лат. futurum – будущее) – общее название литературно-художественных авангардистских движений в искусстве 1910-х – начала 1920-х годов.
Это течение зародилось в Италии, было теоретически обосновано и получило широкое распространение в Европе, а также и в России.20 февраля 1909 года на первой странице французской газеты «Фигаро» был напечатан текст в виде платного объявления под названием «Обоснование и манифест футуризма» , подписанный известным итальянским литератором и поэтом Филиппо Томазо Маринетти (1876-1944). От этой даты и принято отсчитывать историю футуризма – одного из крупнейших течений европейского искусства начала 20 века.В манифесте футуризма, который стал основополагающим документом этого авангардистского течения, была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Основатель движения и главный идеолог футуризма Маринетти заявил, что: «Главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт» .Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы, включавшей 11 основополагающих пунктов-тезисов футуристической идеи.
В нем провозглашался культ будущего и разрушение прошлого; восхвалялось стремление к скорости, бесстрашие, необычные формы; отвергались страхи и пассивность; отрицались все логические, любые синтаксические связи и правила. Основной целью ставилось напугать и встряхнуть обывателя: «Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности!» .Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма» , которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства» . Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом 20 века. Для них характерно преклонение перед действием, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; упоение войной и разрушением.Текст манифеста вызвал бурную реакцию в обществе, но, однако, положил начало новому «жанру» . Футуризм быстро нашел единомышленников – сначала в литературной среде, а потом и практически во всех сферах художественного творчества – в музыке, живописи, скульптуре, театре, кино и фотографии – как самой Италии, так и далеко за ее пределами.
В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью, строя «искусство будущего» при отрицании всего предшествующего художественного опыта и традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями.Основатель и главный идеолог футуризма – Филиппо Томазо МаринеттиФутуризм начинался с манифестов и деклараций, а вскоре стал важным политическим движением. Очень быстро новые манифесты появились буквально в каждом кружке футуристов разных направлений искусства Италии, России и других странах Европы. А приемы эпатажа широко использовались всеми модернистскими школами, поскольку футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера скандала.
В России направление футуризма носило название – кyбoфyтypизм, оно было основано на соединении принципов французского кубизма и общеевропейских установок футуризма. Русский футуризм весьма отличался от своего западного варианта, унаследовав лишь пафос строителей «искусства будущего» . А учитывая общественно-политическую ситуацию в России тех лет, зерна данного течения упали на благодатную почву.Хотя для большинства кубофутуристов «программные опусы» были важнее самого творчества, но русские авангардисты начала 20 века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве – как в поэзии, так и в других областях творчества. 1912-1916 годы – это период расцвета футуризма в России, когда прошли сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов. Стоит отметить, что кубофутуризм не вылился в целостную художественную систему, и этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда.Футуристами называли себя члены петербургского «Союза молодежи» – В.Татлин, П.Филонов, А.Экстер; поэты – В.Хлебников, В.Каменский, Е.Гуро, В.Маяковский, А.Крученых, братья Бурлюки; художники-авангардисты – М.Шагал, К.Малевич, М.Ларионов, Н.Гончарова и другие.
формула открытого и сверхчувствительного сердца
...
Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!…
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Мы помним всё — парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады…