фоФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА
1 мая
1881 — Пьер Тейяр де Шарден (ум. 1955), французский католический священник, иезуит, антрополог, палеонтолог, философ, первооткрыватель синантропа.
Крусиньский Станислав
социолог Польши, экономист, философ, революционер, марксист, переводчик
Дунаевская Рая
троцкист США, социалист, теоретик марксизма, марксист, философ XX века
_____________________________________
2 мая
Мареев Сергей Николаевич философ XX века
_____________________________________
3 мая
Бургерсдейк Франко Петри логик Нидерландов, философ XVII века
Политцер Жорж психолог Франции, революционер Венгрии, антифашист, философ, коммунист, теоретик марксизма
Самарин Юрий Фёдорович публицист Российской империи, философ XIX века, монархист России
_____________________________________
4 мая
Джекобс Джейн социолог США, теоретик градостроительства, философ
Идзуцу Тосихико философ Японии, полиглот, педагог, переводчик Корана
Клиффорд Уильям Кингдон философ XIX века, математик
Вера Аугусто - философ XIX века.
_____________________________________
5 мая
1813 — Сёрен Кьеркегор (ум. 1855), датский философ и теолог, основоположник экзистенциализма.
1818 — Карл Маркс (ум. 1883), немецкий философ, экономист,
социолог и политик, основоположник теории коммунизма.
Али-Заде Александр Алиевич - философ России.
Шуппе Вильгельм - философ XIX века.
_____________________________________
6 мая
Краузе Карл Христиан Фридрих философ Германии
1961 — Лучиан Блага (р. 1895), румынский писатель и философ-рационалист.
_____________________________________
7 мая
Агасси Джозеф философ XX века
Джанноне Пьетро философ Италии
_____________________________________
8 мая
Дэнси Джонатан философ XX века
Аппиа Кваме Энтони философ Ганы
Хаузер Арнольд - социолог Венгрии, марксист, философ, революционер
_____________________________________
9 мая
Абель Яков Фридрих философ Германии
Грэм Харман философ XXI века
Ортега-и-Гассет Хосе социолог Испании, философ XX века, эссеист
Маркин Владимир Ильич - философ России, логик
1895 — Лучиан Блага (ум. 1961), румынский писатель и философ-рационалист.
_____________________________________
В 1914 году Ортега опубликовал свою первую книгу — «Размышления о Дон-Кихоте» (Meditaciones del Quijote) и прочитал знаменитую лекцию «Старая и новая политика» (Vieja y nueva política), в которой изложил позицию молодых интеллектуалов того времени в отношении политических и моральных проблем Испании. Некоторые историки[кто?] считают это обращение существенно важной вехой в цепи событий, которые привели к падению монархии.
Сочинения Ортеги, такие как «Размышления о Дон-Кихоте» и «Бесхребетная Испания» (España invertebrada, 1921), отражают умонастроение автора как испанца и европейца. Его интеллектуальные способности и художественный талант очевидны в таких работах, как «Тема нашего времени» (El tema de nuestro tiempo, 1923) и «Дегуманизация искусства» (La deshumanización del arte, 1925). В прологе к «Размышлениям о Дон-Кихоте» можно найти главные идеи философии Ортеги. Здесь он даёт определение человека: «Я есть „я“ и мои обстоятельства» («Yo soy yo y mi circunstancia»), то есть человек не может рассматриваться в отрыве от окружающих его обстоятельств истории.
Международная известность пришла к Ортеге в 1930-х годах, когда появился его труд «Rebelión de las masas» («Восстание масс»); впервые опубликована на русском языке в журнале «Вопросы философии», 1989, № 3—4). Метафизика Ортеги, называемая им самим рацио-витализмом, обретает очерченность уже в труде «Meditaciones del Quijote» («Размышления о Дон-Кихоте», Мадрид, 1914), где он объявляет единственной реальностью человеческое бытие-с-вещами: «Я есть „Я“ и мои обстоятельства». Сам Ортега убежден[источник не указан 1765 дней], что своей метафизикой он предвосхитил идеи Мартина Хайдеггера, изложенные в работе «Бытие и время» (1927). В целом Ортега относится к последнему холодно, называя его даже «гёльдерлиновским чревовещателем». Преломление рацио-витализма в теории познания порождает гносеологию «перспективизма», которая утверждает, что «жизнь каждого есть точка зрения на универсум» и что «единственно ложная перспектива — это та, которая полагает себя единственной».
Для становления философской школы в Испании большое значение имела преподавательская деятельность Ортеги. Так, в основу книги «Что такое философия» лёг курс лекций, прочитанных Ортегой в 1929 году в университете Мадрида (перевод выполнен Б. Пардо-Айусо и О. В. Никифоровым по изданию: José Ortega у Gasset. ¿Qué es filosofía? Revista de Occidente. — Madrid, 1972. — pp. 97–121).
В центре внимания в работах Ортега-и-Гассета — социальные проблемы. В «Дегуманизации искусства» (1925) и «Восстании масс» (1929) учёный впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов.
Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы.
Ортега-и-Гассет критикует это положение духа «справа», считая его неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты — людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом» (категория, близкая ницшеанской «воле к власти»).
Рационализм Ортега-и-Гассет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, ещё не расчленённой «любви к мудрости».
«Дегуманизация искусства» (исп. La deshumanización del arte) — наиболее известный труд по эстетике испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, представляющий теорию модернизма в искусстве, активную апологию художественных форм, в большинстве своем элитарных, противопоставленных требованиям толпы. Впервые издан в 1925 году.
Эстетическое наслаждение[править | править код]
Ортега указывает на то, что «большинство» испытывает эстетическое наслаждение в том случае, если произведение искусства дает им отклик в обыденной жизни, когда произведение взывает к «иллюзии жизненности». Из этого следует, что «большинство» не может отдаться чистому созерцанию предмета искусства. Любой объект оно внедряет и примеряет к своей жизни, и если же объект не вписывается в нее, то он не считается одобренным. И искусство в таком случае является «совокупностью средств, которыми достигается контакт со всем, что есть в человеческом бытии». Реципиент не воспринимает искусство тогда, когда он сталкивается с художественностью без привычного для них человеческого материала.
В связи с этим, Ортега критикует натуралистическое и реалистическое направления в искусстве, поскольку, «чтобы наслаждаться ими вовсе не обязательно быть чувствительным к неочевидному и прозрачному миру, что подразумевает художественная восприимчивость».
ОРТЕ́ГА-И-ГА́ССЕТ (Ortega у Gasset) Хосе (9.5.1883, Мадрид – 18.10.1955, там же), исп. философ и публицист. Родился в семье потомственных исп. интеллигентов (отец был журналистом и депутатом кортесов). В 1904 окончил Мадридский ун-т, в 1905–07 учился в ун-тах Лейпцига, Берлина и Марбурга (у Г. Когена). В 1910–36 возглавлял кафедру метафизики Мадридского ун-та, вёл активную журналистскую и издательскую деятельность. В 1923 основал ж. «Revista de Occidente», ставший одним из центров интеллектуальной жизни Испании, и ежегодник «El Espectador» («Наблюдатель»), где единственным автором был он сам. В 1930 вместе с Г. Мараньоном и Р. П. де Айалой основал Союз защиты республики, был депутатом кортесов. С началом Гражданской войны в 1936 эмигрировал; жил во Франции, Нидерландах, затем в Аргентине. Вернулся в Мадрид в 1945 и жил во «внутренней эмиграции», оставаясь противником франкистского режима. В 1948 совм. с Х. Мариасом основал Ин-т гуманитарных проблем.
Осн. работы: «Размышления о Дон Кихоте» («Meditaciones del Quijote», 1914), «Бесхребетная Испания» («España invertebrada», 1921), «Дегуманизация искусства» («La deshumanización del arte», 1925), «Восстание масс» («La rebelión de las masas», 1930), «Идеи и верования» («Ideas y creencias», 1934), «О Галилее» («En torno a Galileo», 1935), «История как система» («Historia como sistema», 1935), «Что такое философия?» («Qué es filosofía?», 1957), «Человек и люди» («El hombre y la gente», 1957) и др.
В своих филос. исканиях О.-и-Г. перешёл от неокантианства к кругу идей философии жизни, феноменологии и экзистенциализма, в русле которых сложилась его концепция «жизненного разума» (рациовитализм) в противостоянии восходящей к Р. Декарту новоевропейской рационалистич. философии. Жизнь как изначальная «радикальная реальность» понимается у О.-и-Г. прежде всего как индивидуальная жизнь конкретного человека, непрерывно меняющаяся и незавершённая (человек – это не его природа, но его история, «это то, что с ним произошло»), как драматич. единство «я» и окружающих его обстоятельств, подлежащее самостоят. осмыслению и свободному принятию ответственных решений (жизнь как творч. самореализация и как «кораблекрушение» и постоянные поиски спасения). Истолкованный таким образом «жизненный», или «исторический», разум О.-и-Г. противопоставил «чистому разуму» («математическому», «физическому», «геометрическому») традиц. рационализма, достигшему громадных результатов в познании природы, но оказавшемуся неспособным понять человека в спонтанной целостности совершаемых им актов – не только познавательных, но также эмоциональных и волевых.
О.-и-Г. разграничивает дорефлексивный и рефлексивный уровни жизни – верования и идеи. Человек живёт в системе коллективных верований, характерных для определённой эпохи, воспринимаемых им как нечто очевидное, как данность, не ставя вопрос об их истинности и не размышляя о них. Идеи же появляются тогда, когда относительно верований возникают сомнения, это «костыли», необходимые там, где исчезают верования. Идеи человек создаёт и обсуждает, с их помощью он истолковывает мир и проектирует своё поведение, строит мировоззрение и воображаемые миры (физический, религиозный, нравственный и т. д.), становящиеся миром культуры. Каждая эпоха характеризуется определённым соотношением идей культуры и верований.
Представлению об истине классич. рационализма как единой и общезначимой О.-и-Г. противопоставил намеченный уже Г. В. Лейбницем и развитый Ф. Ницше принцип перспективизма, согласно которому мир воспринимается каждым человеком всегда с той или иной точки зрения, в контексте вырабатываемых им личных убеждений, что стало у О.-и-Г. формой обоснования мировоззренч. плюрализма и историзма. Проблему филос. истины О.-и-Г. связывал с вопросом об «истинности» самого философа, способного пробиться сквозь наслоение смыслов, которые социум наложил на то или иное явление мира, и встретиться с миром в его изначальности.
Теоретик массового общества, О.-и-Г. связывал кризис европ. культуры в 20 в. с господством потребительского отношения к жизни и появлению «нового варвара», не подчиняющего свою жизнь высоким этическим требованиям,– «человека массы», узкого специалиста и «самодовольного недоросля», пользующегося достижениями технич. прогресса для обретения материального благополучия при безразличии к принципам, лежащим в основе европ. цивилизации (к их числу О.-и-Г. относил уважение к закону и уходящую в историч. прошлое Европы либеральную демократию). При этом проводимое им типологич. разделение людей на «массу» и «избранное меньшинство», ориентирующееся на ответственную дисциплину духа, не совпадает с делением на социальные классы, присутствуя в каждом из них. Специфич. особенность современного, нового искусства (родоначальниками его О.-и-Г. считал С. Малларме, К. Дебюсси, Л. Пиранделло, П. Пикассо) О.-и-Г. видел в его прогрессирующей «дегуманизации», отказе от изображения человеческих судеб и к.-л. сопереживания людям. В своём устремлении к бесстрастному, чисто эстетич. созерцанию оно дистанцируется от реальности, деформируя её и изображая вместо самих предметов представления художника о них, «субъективные фантомы, живущие в сознании автора». Предназначенное для немногих, разделяющих эти установки, новое искусство вызывает раздражение у большинства («массы»), не способного его понять. Анализируемый им кризис культуры О.-и-Г., в отличие от О. Шпенглера, рассматривал не как «закат Европы», а как наступление переходного периода в её истории, который должен завершиться постепенным становлением новой культуры.
Соч.: Obras completas. Madrid, 1953–1971. Vol. 1–9; Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991; Эстетика. Философия культуры. М., 1991; Что такое философия? М., 1991; Философия. Эстетика. Культура. М., 1993; Этюды об Испании. К., 1994; Лекции по метафизике. Екатеринбург, 2000; Избранные труды. М., 2000; Восстание масс. М., 2008; Obras completas. Madrid, 2004–2010. Vol. 1–10.
Лит.: Ferrater Mora J. Ortega y Gasset: an outline of his philosophy. L., 1956; Abellán J. L. Ortega у Gasset en la filosofia española. Madrid, [1966]; Aguado E. Ortega у Gasset. Madrid, [1970]; Зыкова А. Б. Учение о человеке в философии X. Ортеги-и-Гассета. М., 1978; она же. Х. Ортега-и-Гассет // Философы двадцатого века. М., 1999; Marias J. Ortega: circunstancia y vocacion. Madrid, 1983; idem. Acerca de Ortega. Madrid, 1991; Тертерян И. А. У истоков эстетики Х. Ортеги-и-Гассета // Вопросы философии. 1984. № 11; Morón А. С. El sistema de Ortega у Gasset. Madrid, 2011; Rukser U. Bibliografia de Ortega. Madrid, 1971.
Simón Marchán Fiz, «Una nueva sensibilidad artística», ABC Cultural, 11-11-2000. (исп.)
Публикации сочинений в русском переводе
"Дегуманизация искусства" и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. — М.: Радуга, 1991. — 639 с. — ISBN 5-05-002557-5.
Эстетика. Философия культуры. — М.: «Искусство», 1991. — 592 с. — ISBN 5-210-02441-1.
Что такое философия? — М.: Наука, 1991. — 408 с. — ISBN 5-02-008115-9.
Веласкес. Гойя / Пер. с исп., вступ. статья И. В. Ершовой, М. Б. Смирновой, комментарий и указ. имен В. М. Володарского. — М.: Республика, 1997. — ISBN 5-250-02624-9.
Избранные труды. Сост., предисл. и общ.ред. А. М. Руткевич. — М.: «Весь мир», 1997. — 704 с. — ISBN 5-7777-0016-0; 2-е изд. — М.: «Весь мир», 2000. — 704 с. — ISBN 5-7777-0116-7.
Камень и небо. — М.: Грант, 2000. — 288 с. — ISBN 5-89135-143-9.
Восстание масс. — М.: АСТ, 2002. — 509 с. — ISBN 5-17-007796-3.
Миссия университета. / Пер. с исп. Марины Голубевой. — Мн.: БГУ, 2005. — 104 с. — ISBN 985-485-382-9.
Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. — М.: АСТ, 2008. — 347 с. — ISBN 978-5-17-055340-2.
Миссия университета. / Пер. с исп. Марины Голубевой и Андрея Корбута. — М.: ГУ-ВШЭ, 2010. — 144 с. — ISBN 978-5-7598-0735-3.
Размышления о Дон Кихоте / Пер. с исп. Б. Дубина, А. Матвеева. — М.: Grundrisse, 2016. — ISBN 978-5-904099-21-3.
Перспективизм — термин, впервые использованный Готфридом Лейбницем для обозначения философских учений, ставящих действительность в зависимость от качеств исследующего её индивидуума. Человеческое мышление, познание и действия конечны, поскольку подвергаются разнообразным ограничениям, возникающим вследствие времени и пространства, индивидуальной предрасположенности, окружения и ситуации (например, культурного и общественного происхождения). Этой позиции противостоит допущение божественной вневременности и вездесущности, которые ведут из тотальной перспективы к абсолютному разуму.
Перспективистский объективизм — перспективизм, исходящий из объективной реальности, которая даётся на основании различных точек зрения и свойств разных наблюдателей, придерживающихся различных взглядов. Представителем перспективистского объективизма является Готфрид Вильгельм Лейбниц. В противовес ему существует перспективистский субъективизм, который исходит из множественности действительности, его представителями являются Фридрих Ницше и Ханс Файхингер