ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ
Социальная мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание) — это контекстуально условно истинные и аксиологически (в плане ценностей и их норм) доверительные высказывания.
Дискурсивная теория гегемонии Лакло — Муфф — политико-философская концепция, разработанная Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф. Первоначально была представлена в книге «Гегемония и социалистическая стратегия» (1985), а затем развёрнута в ряде публикаций и новом издании книги 2001 года. Теория находится на стыке постмарксизма и постструктурализма. Концепция рассматривается как серьёзная критика с постструктуралистских позиций возможностей использования метатеорий в социальных науках.
Идеоло́гия (греч. ιδεολογία от ιδέα «прообраз, идея» + λογος «слово, разум, учение») — совокупность системных упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные...
Социальный конструкционизм — социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом в их книге «Социальное конструирование реальности» (The Social Construction of Reality, 1966). По мнению ряда исследователей социальный конструкционизм является одним из направлений конструктивизма (См. социальный конструктивизм). Целью социального конструкционизма является выявление путей, с помощью которых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими социальной...
Аксиологизм (от др.-греч. ἀξίᾱ через лат. axia — ценность или ценностность, и др.-греч. λόγος — учение, знание; также субъектный досократизм или фюзизм) — гносеологическое учение, постулирующее безусловную субъектную ценность каких-либо категорий человеческого восприятия. В этом аспекте постижения чего-либо необъектного как идеальной сущности аксиологизм является прямой (то есть имеющий сознательно неотложенный, спонтанный характер) реакцией на кризисный характер постмодернизма и его принципиальное...
Упоминания в литературе
Предлагая свои рецепты, идеологи призывают к практическим действиям, полной самоотдаче, даже к самопожертвованию. Такие призывы бывают весьма эмоциональными и в то же время рационально обоснованными. Зачастую идеологии рождаются в периоды кризисов, нестабильности и обращаются к тем социальным слоям, чье имущественное положение или общественный статус находятся под угрозой. Эти социальные группы самостоятельно не могут отыскать соответствие своим нуждам и целям в идеологии, исповедуемой верхами общества. Кристенсон (1972:12–13) говорит о том, что идеология часто имеет некое конкретное воплощение – в образах героев, мучеников, в ритуалах, сакральных текстах, а также нередко несет в себе утопическое видение будущего. Нам предстоит более подробный разговор об этих свойствах идеологий при рассмотрении природы политического мифа.
Кристофер Флад, Политический миф. Теоретическое исследование
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ (МСОП)
— неправительственная международная организация, ведущая исследования и пропаганду охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
Создана в 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО. Издает международные «Красные книги». Штаб-квартира в г. Морж (Швейцария).
С 1890 года он начинает преподавать в Лейдене. В 1896 году исследует воздействие магнитного поля на спектральные линии источника излучения и открывает эффект, известный теперь под названием эффекта Зеемана. Открытие эффекта подтвердило верность теории электромагнитного излучения Х. Лоренца.
В 1900 году Зеемана назначили профессором физики в Амстердамском университете[11]. В 1908 году он становится директором Института физики этого университета.
В 1921 году учёный получил медаль имени Генри Дрейпера. Один из кратеров на Луне назван в его честь кратером Зееман.
В университете начал работать в YMCA, и возглавил университетское отделение ассоциации, а в 1886 году представлял его на международной христианской конференции. Окончив университет в 1888, занял пост национального секретаря YMCA США и Канады.
В 1895 году основал Всемирную ассоциацию христианских студентов (WCCF), был её генеральным секретарём.
В 1910 году был председателем Всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге, объединившей протестантские церкви всего мира. Затем член её постоянной комиссии. Председатель международного миссионерского совета.
В 1916 году был направлен с дипломатической миссией в Мексику, а в 1917 году, во время революции отправлен в Россию в составе миссии Рута.
В 1946 году награждён Нобелевской премией мира «за миссионерскую деятельность». В 1948 году участвовал в создании Всемирного совета церквей, был избран его почётным председателем.
В 1962 году Стейнбергер совместно с Леоном Ледерманом и Мелвином Шварцем впервые идентифицировал нейтрино не в космических лучах, а в полученных в лабораторных условиях пучках частиц с высокой энергией. Продолжая затем совершенствовать технику эксперимента с нейтрино, Стейнбергер открыл существование двух различных видов нейтрино и антинейтрино — электронного и мюонного, что значительно расширило представление о строении вещества. .
В 1988 году Стейнбергер совместно с Леоном Ледерманом и Мелвином Шварцем был удостоен Нобелевской премии по физике.
В 1992 году подписал «Предупреждение человечеству».
За свою жизнь опубликовал более 80 научных работ и был удостоен многих премий. Ему была присуждена золотая медаль Русского технического общества, и он был избран почётным членом Московского политехнического общества.
Календарь: день 26 мая
Родились:
1602 Филлип де Шампень французский живописец.
1650 Джон Черчилл Мальборо английский полководец, политический деятель.
1667 Абрахам де Муавр французский математик, основоположник тригонометрии.
1782 Йосеф Дрекслер чешский композитор, хормейстер, дирижер.
1810 Кристен Кёбке датский живописец, график ("Продавец сигар", "Ворота", "Остербро при утреннем освещении").
1822 Эдмонд де Гонкур французский писатель, основатель Гонкуровской премии.
1829 Константин Николаевич Бестужев-Рюмин российский историк, академик.
1846 Артюр Кокар французский композитор, музыкальный критик.
1874 Анри Фарман французский авиаконструктор и летчик.
1891 Владимир Васильевич Лебедев российский график, живописец, один из организаторов "Окон РОСТА".
1893 Юджин Гуссенс английский дирижер, композитор бельгийского происхождения.
1899 Александра Петровна Панова советская актриса ("Молодая гвардия", "Тревожная молодость", "Сюжет для небольшого расказа").
1900 Витезслав Незвал чешский поэт, один из основателей движения сюрреализма в Чехословакии.
1907 Георгий Филиппович Байдуков советский летчик, Герой Советского Союза.
1907 Джон Уэйн (Мэрион Майкл Моррисон) американский актер, "король вестерна", лауреат премии "Оскар" ("Настоящее мужество").
1908 Алексей Николаевич Арбузов советский драматург ("Иркутская история", "Потерянный сын", "Старомодная комедия").
1908 Эуген Артурович Капп советский композитор, народный артист СССР.
1912 Янош Кадар руководитель социалистической Венгрии (1956-1988).
1921 Юрий Васильевич Грунин российский и казахстанский поэт.
1932 Франк Байер немецкий кинорежиссер.
1935 Аллан Владимирович Чумак российский целитель.
1936 Виталий Алексеевич Коротич российский писатель, главный редактор журнала "Огонек" (1986-1991).
1938 Людмила Стефановна Петрушевская российская писательница.
1951 Салли Райд первая американская женщина-астронавт.
1962 Кшиштоф Варликовский польский театральный режиссер.
1964 Ленни Кравиц американский певец, автор песен, мультиинструменталист, продюсер, аранжировщик.
1966 Хелена Бонэм Картер английская актриса.
1969 Анжелика Варум (Мария Юрьевна Варум) российская эстрадная певица.
1977 Лука Тони итальянский футбольный нападающий, чемпион мира 2006 года.
Именинники: Александр, Георгий, Гликерия (Лукерья), Ефим, Ирина, Макар
Страны мира
СОБЫТИЯ
-Россия
Видеокурс лекции по дисциплине "Основы теории и практики телевизионной журналистики". Автор: Третьяков Виталий Товиевич, декан Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова. (курс читался осенью 2012 года)
ЕДИНСТВО
(греч. monos, лат. imitas) - момент взаимного притяжения многих "одних" в процессе их взаимодействия и полагания в более сложное "одно". Между А, В, С... N, стягиваемыми в "одно", есть также момент взаимного отталкивания, разъединения - охраняя свою самобытность, каждое "одно" ограничивает проникновение в себя иного и имеет тенденцию держаться обособленно. Если в "едином-сплошном" (греч. en) не различают ни компонентов, ни структуры, то большинство разновидностей Е. (за исключением тождества различных в эмердженте) мыслят как неслиянность и разделенность притягивающихся "одних". Т. о., основной смысл Е. не в предельно широком контексте "связи" (безличной или личностной, безразличной и нивелирующей или насильственно удерживающей борющиеся противоположности), а в контексте более узкого понятия "притяжение" ("союз", "взимопомощь", "содружество", "любовь" и т. п.). Следует также отличать Е. от близкого ему по смыслу понятия "целое", поскольку, во-первых, соприкосновение А, В, С... N внутри их Е. может не иметь того глубокого, существенного и органичного характера, который обычно присущ связям частей внутри целого, а во-вторых, части солидированы в целое не только через их Е., но и через их "борьбу".
Простейший случай - единство А и В; его графическая модель - круг, разделенный вертикальным диаметром. Граница между сопряженными полусферами А и В одновременно соединяет и разъединяет половинки и является "третьим" в этом графике. Данное "третье" - посредник между А и В, но он не есть "вещь", а, скорее, есть пустота и центр аттракции противоположностей. Устремленность обоих "одних" к центру - условие взаимопроникновения и взаимного изменения А и В, в результате чего характер их Е. меняется, углубляется. Тогда логично подразделять Е. на следующие виды: а) внешнее и внутреннее, б) статическое и динамическое, в) временное и вечное, преходящее и нерушимое, г) неслиянное и доходящее до снятия всех "одних" в эмердженте (новом качестве).
Особый интерес представляет соотношение понятий "единство противоположностей" и "тождество противоположностей". Второе понятие - предельная разновидность первого: рефлексия (взаимоотражение) А и В подчас ведет к такому радикальному преображению, слиянию и растворению их друг в друге, что А и В диалектически отрицаются и виртуально сохраняются в возникающей из их Е. новой вещи (качестве). Вначале это "третье" было "пустотой", неопределенностью, экстенсивным единством А и В; в этой "пустоте" оканчивалось А и начиналось В и наоборот; затем развивающаяся в ней возможность отождествления противоположностей иногда способна осуществиться на новой субстратной основе в виде эмерджента - тогда тождество А и В есть особая и новая вещь. В учение о Е. противоположностей последовательно вносили важный вклад Гераклит, Платон, философия брахманизма, эллинизма, неоплатонизма, христианское богословие, средневековая мистика, Н. Кузанский, Гегель, Бергсон, русские философы-антиномисты и диалектики.
Поскольку Е. обычно понимают не как одинаковость, но именно как притяжение различных, то главная проблема - почему различия и противоположности сходятся? Вычленяя на основе логики всеобщего, особенного и единичного три уровня Е. (Е. мира, Е. внутри одной из основных форм духа или материи и Е единичных), философы предпочитают обсуждать эту проблему в отношении мира в целом. Чаще без особых пояснений ссылаются на всеобщий закон тяготения. Религиозные мыслители объясняют Е. универсума действием Бога-Вседержителя - эти действия основаны на любви и красоте как равновесии и гармонии различий; конечное сохраняется только через его способность переходить в противоположность, в бесконечное Идеалисты объясняют Е. мира эманацией идеи Е. и действием мировой души Материалисты выводят Е. мира из его материальности. Субъективные идеалисты отстаивают тезис, что Е. - исключительно упорядочивающая сила человеческого сознания. Мир обновляется через контакт различных; в своем Е. различные "одни" дополняют друг друга и вырастают до частей целого.
Д. В. Пивоваров Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.
единство • абсолютное единство глубокое единство • непоколебимое единство • неразрывное
единство • нерасторжимое единство • несокрушимое единство • полное единство • редкостное единство • совершенное единство • широкое единство
Предупреждение учёных мира человечеству (англ. World Scientists' Warning to Humanity) — вышедший в 1992 году манифест Union of Concerned Scientists[en] и более 1700 учёных, в том числе подписанный большинством Нобелевских лауреатов в области науки, предостерегающий о том, что «люди и природа находятся на траектории столкновения»[a], и что «необходимо великое изменение в нашем управлении Землёй и жизнью на ней, чтобы избежать огромных человеческих страданий»[b]. В манифесте заявлялось, что необходимы неотложные изменения, чтобы избежать последствий, которые несёт нынешний курс: учёные выразили озабоченность по поводу уже существующего или потенциального ущерба для планеты, связанного с истощением озонового слоя, пресной воды, морской жизни, а также наличествованием мёртвых зон океанов, потерей лесов, разрушением биоразнообразия, изменением климата и продолжающимся ростом населения.
Манифест был организован Union of Concerned Scientists[en] во главе с его председателем Г. У. Кендаллом. «Предупреждение человечеству» иногда противопоставляют Heidelberg Appeal[en].
В 25-ю годовщину выхода первого предупреждения, в 2017 году, в журнале BioScience[en] появилось Второе «Предупреждение человечеству» (англ. A Second Notice - World Scientists Warning to Humanity), написанное международной командой под началом У. Риппла и подписанное 15 364 учёными из 184 стран — самым большим их количеством когда-либо в подобном случае[1], ещё более 5 тысяч учёных добавили свои подписи после публикации[2]. В этом «Предупреждении» отмечается, что «за исключением стабилизации озонового слоя стратосферы, человечеству не удалось добиться достаточного прогресса в общем решении предвиденных экологических проблем, и тревожно, что большинство из них становятся намного хуже». Особенно опасной названа «нынешняя траектория потенциально катастрофического изменения климата из-за роста объема выбросов парниковых газов», указано и на развязываемое шестое массовое вымирание.
5 ноября 2019 года журнал BioScience опубликовал, инициированное в частности У. Рипплом, обращение «Предупреждение учёных мира о чрезвычайной климатической ситуации» ("World Scientists’ Warning of a Climate Emergency"), которое подписали 11 258 ученых из 153 стран, в котором заявляется, что Земля находится в «чрезвычайной климатической ситуации», и что «климатический кризис наступил и усугубляется гораздо быстрее, чем ожидало большинство», а также, что без коренного изменения курса в области климатической политики будет невозможно предотвратить «невыразимые человеческие страдания», а «из представленных данных очевидно, что нам грозит климатическое бедствие»