ТОП 12 от ДОМЛИТ     19-20.05.2020

Николай Бердяев

фоФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА

 

Утверждать нужно не право на счастье

для каждого человека, а достоинство каждого

человека, верховную ценность каждого

человека, который не должен быть

превращен в средство. 

 

Самопознание

 

 

ФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА

ФИЛОСОФЫ  МАЯ

 

1 мая

_____________________________________

2 мая

_____________________________________

3 мая

_____________________________________

4 мая

_____________________________________

5 мая

_____________________________________

6 мая

_____________________________________

7 мая

_____________________________________

8 мая

_____________________________________

9 мая

_____________________________________

10 мая

_____________________________________

11 мая

_____________________________________

12 мая

_____________________________________

13 мая

_____________________________________

14 мая

_____________________________________

15 мая

_____________________________________

16 мая

Путятин Николай Абрамович философ Германии

Ринтелен Фриц Иоахим фон - философ Германии.

_____________________________________

17 мая

Алексей Григорьевич Черняков доктор философских наук, преподаватель Высшей религиозно-философской школы, философ XX века

Ирина Владимировна Комадорова - доктор философских наук, культуролог России, преподаватель ИНЭКА.

_____________________________________

18 мая

Рассел Бертран социалист Великобритании, философ математики, пацифист, логик

Омар Хайям математик XI века, поэт, астроном средневекового Востока, философ

Моисей Самойлович Каган доктор философских наук, культуролог, мемуарист СССР, преподаватель философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, философ России

Рудольф Карнап логик Германии, преподаватель Венского университета, социалист, философ XX века

Владимир Вячеславович Орлов доктор философских наук, преподаватель ПермГУ, философ России

Вальтер фон Вартбург - доктор философии, преподаватель Базельского университета, филолог Швейцарии.

_____________________________________

19 мая

Иоганн Готлиб Фихте масон Германии, преподаватель Йенского университета, ректор Берлинского, философ немецкой философской школы

Злобин Наль Степанович - культуролог СССР, академик, философ XX века

Шмидт Альфред философ XX века

Александр Григорьевич Эскин - доктор философии по математике, математик США, преподаватель Чикагского университета.

_____________________________________

20 мая

Вашичек Зденек диссидент Чехословакии, философ Чехии, археолог 

Парамонов Борис Михайлович - философ России.

Перниола Марио - философ XXI века.

Уилфрид Селларс - преподаватель Йельского университета, философ XX века.

_____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гийяс-ад-Ди́н Абу-ль-Фатх Ома́р бин-Эбрахи́м Хайя́м Нишапури́ (перс. غیاث الدین ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ‎), Ома́р Хайя́м (عمر خیام); 18 мая 1048, Нишапур — 4 декабря 1131[1], там же) — персидский философ, математик, астроном и поэт[2].

Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. Известен во всём мире как философ и выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи. Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей[3]. Учениками Хайяма были такие учёные, как Музаффар аль-Асфизари и Абдуррахман аль-Хазини.

Предположительно в 1048 г. 18 мая на севере-востоке Ирана, в городе Нишапура, в семье палаточника родился Омар Хайям (полное имя - Омар Хайям Гиясаддин Обу-ль-Фахт ибн Ибрахим) – выдающийся таджикский и персидский поэт, философ-суфий, математик, астроном, астролог.

Ребенком он был чрезвычайно одаренным, в 8-летнем возрасте уже активно постигал основы математики, философии, астрономии, по памяти знал Коран. 12-летним подростком Омар поступил на обучение в медресе родного города. Курс мусульманского права и врачебного дела был закончен им на «отлично», однако, получив квалификацию врача, Омар Хайям не стал связывать с медициной жизнь: куда больше его интересовали работы математиков.

После смерти родителей Хайям продал их дом и мастерскую, переехал в Самарканд, который тогда был культурным и научным центром. Поступив в медресе в качестве ученика, он вскоре продемонстрировал такую образованность на диспутах, что его сразу возвели в ранг наставника.

Подобно крупным ученым его эпохи, в каком-либо из городов Омар Хайям не жил очень долго. Поэтому Самарканд он покинул всего спустя 4 года, переселился в Бухару и стал там работать в книгохранилище. На протяжении 10 лет, прожитых здесь, им было написано четыре фундаментальных труда по математике.

Известно, что в 1074 г. он был приглашен сельджукским султаном Мелик-шахом I в Исфахан, с подачи визиря Низам аль-Мулька стал духовным наставником повелителя. Также Хайям являлся руководителем крупной обсерватории при дворе, постепенно превратившись в известного астронома. Возглавляемая им группа ученых создала принципиально новый календарь, официально принятый в 1079 г. Солнечный календарь, которому дали название «Джалали», оказался более точным, чем юлианский и григорианский. Также Хайямом были составлены «Маликшахские астрономические таблицы». Когда в 1092 г. покровители скончались, в биографии Омара наступил новый этап: его обвинили в вольнодумстве, поэтому он уехал из государства Санджаров.

Мировую славу Омару Хайяму принесла поэзия. Его четверостишия - рубаи - являются призывом к познанию земного счастья, пусть и мимолетного; им присущ пафос свободы личности, вольнодумства, глубина философской мысли, сочетающиеся с образностью, гибкостью ритма, четкостью, лаконичностью и емкостью стиля.

Неизвестно, все ли из приписываемых Хайяму рубаи являются подлинными, но 66 четверостиший с достаточно высокой степенью достоверности можно отнести именно к его творчеству. Поэзия Омара Хайяма стоит несколько особняком от персидской поэзии, хотя является неотъемлемой ее частью. Именно Хайям стал единственным автором, чей лирический герой является личностью автономной, отчужденной от бога и царя, не признающей насилия, выступающей бунтарем.

Известность Омар Хайям снискал, главным образом, как поэт, однако, если бы не его деятельность на литературном поприще, он все равно остался бы в истории науки как выдающийся математик, автор новаторских сочинений. В частности, в трактате «О доказательстве задач алгебры и алмукабалы» в геометрической форме им было дано изложение решений кубических уравнений; в трактате «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» он выдвинул оригинальную теорию параллельных прямых.

Омара Хайяма любили, очень уважали, воздавали ему почести. Он умер у себя на родине; это случилось приблизительно в 1122 г.

 
 
май
2  3  4  5 
6  7  8  9  10  11  12 
13  14  15 16 17  18  19  20  21  22 23 24  25  26  27  28  29  30  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕНь в философии
читаем философию

 

Иоганн Готлиб Фихте (нем. Johann Gottlieb Fichte, 19 мая 1762, Бишофсверда, Верхняя Лужица — 27 января 1814, Берлин) — немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта. Фихте часто воспринимается как фигура, чьи философские идеи послужили мостом между идеями Канта и германского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Так же как у Декарта и у Канта, проблема объективности и сознания служила мотивом его философских размышлений. Фихте также писал работы по политической философии, и из-за этого он воспринимается некоторыми философами как отец немецкого национализма.

Эстетика[править | править код]

Согласно Фихте, предметом эстетики следует считать эстетический способ видения вещей. Приводя свою классификацию наук, немецкий мыслитель помещает эстетику между практической и теоретической философями. Теоретическое наукоучение занимается полной экспликацией мира, а также тем, каким образом мир определяется законами мышления, что впоследствии приводит к возникновению эмпирических наук. Этика, или практическое наукоучение, возникает, когда люди наблюдают за всеобщим, не данном в опыте, и результатом этого наблюдения становится нечто идеальное.

Фихте вводит разделение точек зрения на трансцендентальную и общую. Обе части наукоучения стоят на трансцендентальной точке, на которой мир делается, а на общей же он дается. На эстетической точке зрения мир дан в соответствии с тем, как он сделан. Настоящий философ возвышает себя и других на трансцендентальную точку зрения благодаря труду, тем временем как прекрасный дух уже стоит на ней, однако не может мыслить ее определенно.

Немецкий мыслитель размышлял об образовании человека и считал, что ученый образовывает лишь рассудок, моральный учитель народа озабочен только сердцем, а прекрасное искусство образует объединенного человека, оно обращается не к сердцу или рассудку, но к целой душе как сумме первых. Мир, или природа, есть предмет нашего наблюдения и имеет две стороны. В пространстве каждую фигуру можно рассматривать или как некое ограничение соседними телами, или как выражение внутреннего чувства и силы самого ее тела. В первом случае видится лишь искривление и безобразие, но если следовать последнему, то видна полнота сил природы, сама жизнь, красота. То же самое и в отношении к нравственному закону: с одной стороны, он подавляет наши природные склонности, и мы являемся его рабами, но с другой стороны, он есть мы сами, ведь этот закон приходит из глубины нашего существа, мы ему повинуемся так, как повинуемся сами себе. И вот тут можно выявить главную черту прекрасного духа: он видит все с прекрасной стороны, все для него является свободным и живым.

Мир прекрасного духа обитает именно внутри человека. Посредством прекрасного искусства человек приходит к самому себе и становится единородным (einheimisch), он отрывается от данной природы и приходит к самостоятельности. Нравственный закон побуждает к самостоятельности посредством понятий, а эстетическое чувство приходит к этому непосредственно, поэтому Фихте полагает, что оно есть не добродетель, но лишь подготовка к ней. Эстетическое чувство приходит само собой, поэтому никого нельзя заставить заботиться об эстетическом образовании народа. Не стоит делать из себя художника против воли природы — художник должен родиться. Он должен стремиться воплотить идеал, находящийся в своей душе, и остерегаться корысти и жажды сиюминутной славы, потакая безвкусию толпы.

Ложно утверждение, что прекрасно то, что нравится, ведь необразованному человеку нравится самое безвкусное просто потому, что оно модно; а действительно превосходные творения искусства не получают одобрения, так как люди еще не развили того чувства, которым они должны восприниматься. Распространение безвкусицы лишь мешает истинному образованию, поэтому каждый должен стремиться развить свой вкус.

Рассел Бертран социалист Великобритании, философ математики, пацифист, логик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(англ. Bertrand Arthur William Russell, 3rd Earl Russell; 18 мая 1872, Треллек, Уэльс — 2 февраля 1970, Уэльс) — британский философ, логик, математик и общественный деятель. Известен своими работами в защиту пацифизма, атеизма, а также либерализма и левых политических течений[5][6][7], и внёс неоценимый вклад в математическую логику, историю философии и теорию познания. Менее известны его труды по эстетике, педагогике и социологии. Рассел считается одним из основателей английского неореализма, а также неопозитивизма.

В 1950 году получил Нобелевскую премию по литературе.

Ответственный секретарь Шведской академии Андерс Эстерлинг[en] охарактеризовал Рассела как «одного из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашного борца за свободу слова и свободу мысли на Западе».

Американский философ Ирвин Эдман[en] очень высоко ценил труды Рассела, даже сравнивал его с Вольтером, подчёркивая, что он, «как и его знаменитые соотечественники, философы старого времени, — мастер английской прозы».

Рассел считается одним из наиболее влиятельных логиков XX века.

В редакторских замечаниях к мемориальному сборнику «Бертран Рассел — философ века» (1967) отмечалось, что вклад Рассела в математическую логику является наиболее значительным и фундаментальным со времен Аристотеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В годы Первой мировой войны Бертран Рассел был вовлечён в круг сложных социально-политических проблем войны и мира, устройства государства и его управления. Пока Англия готовилась к войне, Рассел проникался идеями пацифизма, основой которого служили для Рассела его социалистические убеждения. Рассел становится членом организации «Противодействие призыву на военную службу», что было весьма смелым поступком во время, когда в Англии только и говорили о «защите отечества». За противодействие властям Рассела лишают места в Тринити-колледже, но больше всего Рассел расстраивается из-за ссор со многими друзьями, для которых в условиях военной угрозы для Великобритании пацифизм был неприемлем.

В 1916 году Рассел анонимно издал листовку «Два года тяжёлой работы для отказывающихся повиноваться велению совести», в которой выступил в защиту права человека отказаться от воинской повинности по политическим или религиозным мотивам. После того, как нескольких человек осудили за её распространение, Рассел, не страшась потерять свой авторитет, раскрыл через газету «Таймс» авторство и высказал мысль о том, что политическая свобода в Англии становится фарсом. За это власти привлекают его к суду. Рассел заявил, что на скамье подсудимых оказался не только он, но и вся традиционная британская свобода. В результате судебных разбирательств Рассела оштрафовали на 100 фунтов стерлингов, конфисковали библиотеку и не позволили поехать в США для чтения лекций.

В книге «Политические идеалы» (1917) Рассел утверждает, что единственная достойная политическая цель — обеспечить максимально полное развитие природных творческих возможностей каждого человека в обществе, что, в конечном счёте, сводится к проведению радикальных либеральных реформ и уничтожению системы, разъединяющей людей на классы и другие консервативные группы (в том числе религиозные). Это позволяет причислить его к социал-демократам. Подлинная демократия, по мнению Рассела, должна стремиться к социализму.

Попытки обуздать убеждённого пацифиста не дают результатов, и в статье «Немецкое предложение мира» (3 января 1918 года) Рассел резко высказывается против распространяемой «патриотической прессой» волны оговоров и фальсификаций политики большевиков и Ленина, а также нежелания Антанты присоединиться к мирным предложениям России. Также Рассел осуждает вступление США в войну, подчеркивая, что американских солдат, прибывших в Англию, могут нанять штрейкбрехерами. В 1918 году Рассела заключили в Брикстонскую тюрьму сроком на 6 месяцев. Там заключённый под № 2917 много читал (от Вольтера до Чехова[18]) и даже написал «Введение в философию математики» (1919). В то же время в этой же тюрьме находился известный русский большевик Максим Литвинов.

Р. П. Датт, деятель английского и международного рабочего движения, в то время член Независимой рабочей партии, познакомившийся с Расселом на встрече, созванной «Организацией социалистических студентов» в Оксфорде осенью 1919 года писал, что выступление известного учёного за массовую оппозицию войне «ставило его в те дни в боевой ряд социалистов».

Задолго до фактического начала, и вплоть до самого конца боевых действий Рассел был категорически против войны