ТОП 12 от ДОМЛИТ     16.04.2020

Николай Бердяев

фоФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА

 

Утверждать нужно не право на счастье

для каждого человека, а достоинство каждого

человека, верховную ценность каждого

человека, который не должен быть

превращен в средство. 

 

Самопознание

 

 

ФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА

ФИЛОСОФЫ  АПРЕЛЯ

 

1 апреля

_____________________________________

2 апреля

_____________________________________

3 апреля

_____________________________________

4 апреля

_____________________________________

5 апреля

_____________________________________

6 апреля

_____________________________________

7 апреля

_____________________________________

8 апреля

_____________________________________

9 апреля

_____________________________________

10 апреля

_____________________________________

11 апреля

_____________________________________

12 апреля

____________________________

13 апреля

______________________________________

14 апреля

____________________________

15 апреля

____________________________

16 апреля

____________________________

17 апреля

____________________________

18 апреля

____________________________

19 апреля

 

1801 — Густав Теодор Фехнер (ум. 1887), немецкий физик, философ, основатель психофизики.

 

 

День памяти

 

1774 — Леже-Мари Дешан (р. 1716), французский философ-материалист и социалист-утопист.

 

1851 — Георг Франц Август Бюкуа (р. 1781), немецкий философ.

 

1893 — Пётр Астафьев (р. 1846), русский философ, психолог и публицист.

 

1914 — Чарльз Сандерс Пирс (р. 1839), американский философ, логик, математик.

Ча́рльз Са́ндерс Пирс (англ. Charles Sanders Peirce; 10 сентября 1839, Кембридж, Массачусетс — 19 апреля 1914, Милфорд, Пенсильвания) — американский философ, логик, математик, основоположник прагматизма и семиотики.

Ввёл в философию термин фанерон, предложил концепции тихизма, синехизма (англ.)русск., прагматицизма (англ.)русск.. В логику — абдукцию, стрелку Пирса, в картографию — проекцию Пирса (англ.)русск.. Немецкий философ Апель назвал Пирса «Кантом американской философии»[1]. Предвосхитил некоторые из основных идей Поппера[2].

Значительная часть творческого наследия Пирса существует в виде неопубликованных при его жизни рукописей, интерес к систематическому изучению которых пробудился ближе к середине 20 века — особенно со стороны исследователей-«пирсоведов» из США, где он известен прежде всего как один из «отцов прагматизма».

Концепция синехизма[править | править код]

Концепция синехизма является частью творческого наследия Пирса, относящейся к философии. Пирс предложил термин синехизм (англ. synechism), ставший итогом его философских размышлений на тему непрерывности, являющейся основополагающим понятием для современной математики и физики. По Пирсу, синехизм предполагает существование некого способа градации по степени непрерывности.

Эти философские рассуждения стали продолжением его математических исследований, результаты которых он изложил в работе "Порядки бесконечного", датированной 1860 годом [6]. В ней он самостоятельно сформулировал базовую идею для определения кардинальных чисел, сделав это раньше, чем Георг Кантор, опубликовавший аналогичное исследование на тему иерархии алефов лишь в 1895 году. Идея о том, что можно хотя бы на качественном уровне, но всё же различать, оценивать, иерархически упорядочивать "непрерывное" (по аналогии с тем, как математики проделывают это с "бесконечным") настолько воодушевила Пирса, что он назвал ее "мастер-ключом, открывающим двери философии"[7].

Пирс полагал, что с философской точки зрения подлинной непрерывностью обладают лишь пространство, время, законы природы, логики и прочие фундаментальные закономерности бытия [8] Понятие синехизма понадобилось Пирсу, чтобы выразить свою идею о том, что ("сильная") непрерывность Времени, Пространства и Законов заведомо превосходит любую другую ("слабую") непрерывность: все прочее тоже можно называть непрерывным, но лишь условно, упрощая, с некоторой натяжкой, находясь при этом в рамках тех или иных (философских, математических и пр.) спекуляций.

Философское различение Пирсом градаций непрерывности имеет также и теологический аспект. Так, в рукописях 1893 года «Бессмертие в свете синехизма» [9] и других [10] Пирс утвердительно отвечает на вопрос о бессмертии души с позиций синехизма. Согласно синехизму Пирса, душа не исчезает, не прерывает свое бытие после смерти, продолжая свое существование в духовном и общественном сознании человечества, а также, - что самое главное, - в силу ее принадлежности, общности с некими фундаментальными, "архетипическими" идеями, истинами и законами устройства Вселенной, обладающими свойством Непрерывности в высшем ее проявлении.

Сходные (на качественном уровне) мысли и формулировки можно найти, например, у Фомы Аквинского, который утверждал, что оmnе ens est unum ("все  сущее едино"), подразумевая, что степень ("градус") единства нарастает по мере приближения к единому источнику Бытия, т.е. к Богу

 
 
апрель
2  3  4  5 
6  7  8  9  10  11  12 
13  14  15 16 17  18  19  20  21  22 23 24  25  26  27  28  29  30  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕНь в философии

Психофизика

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Психофизика — область психологии, изучающая взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями.

Основы психофизики заложили немецкие исследователи XIX в. Густав Теодор Фехнер и Эрнст Генрих Вебер.

читаем философию

 

Густав Теодор Фехнер (нем. Gustav Theodor Fechner [ˈfɛçnɐ]; 19 апреля 1801, Гросс-Зерхен, Бранденбург, Пруссия, Священная Римская империя (ныне Жарки-Вельке в Любушском воеводстве Польши) — 18 ноября 1887, Лейпциг, Саксония, Германская империя) — немецкий психолог, один из первых экспериментальных психологов[источник не указан 354 дня], основоположник психофизиологии и психофизики.

Его взгляды оказали влияние на многих учёных и философов XX века, в том числе: Герардуса Хейманса, Эрнста Маха, Вильгельма Вундта, Зигмунда Фрейда и Стенли Холла. Фехнера считают создателем формулы S=KlogI, которая доказывает наличие научно обоснованной связи между телом и психикой. В «Элементах психофизики» предложил путь как можно проследить связь величины физического стимула с величинами психических процессов, рассматривая это как решение проблемы дуализма «психика-тело». 

Интересные факты[править | править код]

Фехнер был убеждённым идеалистом (последователем Шеллинга) и объективные законы психических явлений открывал (в противовес абсолютному большинству современников) для обоснования научного статуса за «светлой» «духовной» реальностью, которая, по его мнению, имеет приоритет над «теневой» материальной. Он считал одушевленными даже небесные тела

 

читаем философию
Эрнст Генрих Ве́бер (нем. Ernst Heinrich Weber; 24 июня 1795, Виттенберг — 26 января 1878, Лейпциг) — немецкий психофизиолог и анатом, брат физика Вильгельма Вебера.

Член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1858)[11], иностранный член Лондонского королевского общества (1862)[12], иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1869)

Работы учёного положили начало психофизике и экспериментальной психологии.

1845 — с братом Эдуардом Вебером открыл тормозящее влияние блуждающего нерва на деятельность сердца, что положило начало представлениям о торможении как особом физиологическом явлении.

Являясь сторонником естественнонаучного объяснения психических взаимодействий, Вебер критиковал принцип «специфической энергии органов чувств», отрицающий зависимость психических актов от внешних раздражителей.

Главные его труды:

«Anatomia comparata nervi sympatici» (1817);

«De aure et auditu hominis et animalium» (1820);

«Tractatus de motuiridis» (1822).

В сотрудничестве с братьями Вильгельмом Эдуардом и Эдуардом Фридрихом[de] (1806—1871), тоже физиологом:

«Die Wellenlehre» (1825);

«Zusätze zur Lehre v. Bau und v. d. Verrichtung der Geschlechtsorgane» (1846);

«Die Lehre v. Tastsinn und Gemeingefühl» (1851).

Литература

Фресс П., Пиаже Ж. (сост.), Экспериментальная психология, пер. с франц., в. 1, М., 1966, гл. 1;

Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966. гл. 7 и 9;

Boring Е. G., A history of experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950.

 

1893 — Пётр Астафьев (р. 1846), русский философ, психолог и публицист

«Психологический мир женщины, его особенности, превосходство и недостатки». Темой женской психологии Астафьев занимался на протяжении всей жизни. В 1890 году он вступил в полемику по национальному вопросу, основными участниками которой являлись В. С. Соловьёв и Н. Я. Данилевский. Вскоре вышла книга Астафьева «Национальность и общечеловеческие задачи», в которой он отстаивал идеи народности. В работах Астафьева повсеместно проявлялся искренний патриотизм и любовь к русскому народу. Он считал, что «русский народ всего лучше послужит общечеловеческим задачам, оставаясь верен своему духу и характеру». Критикуя космополитические идеи Соловьёва и его единомышленников, Астафьев стремился фундаментально обосновать уваровскую формулу «Православие, самодержавие, народность».

Труды[править | править код]

От Острогожска до Ивановки // Воронежские губернские ведомости. 1864. 27 июня.

Монизм или дуализм? Понятие и жизнь. Ярославль, 1873.

Последнее десятилетие экономической жизни Подольской губернии // Сборник Подольского статистического комитета за 1880 год. Киев, 1880. Вып. 1.

Очерки экономической жизни Подольской губернии // Киевлянин. 1880. № 184, 185, 190, 191, 205, 211.

Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 1881.

Понятие психического ритма, как научное основание психологии полов. М., 1882. (см. также: Русский вестник. 1881. № 12 и 1882. № 7 и 10; М.: 2-е изд., 1899).

Симптомы и причины современного настроения. М., 1885.

Смысл истории и идеалы прогресса // Чтения Общества любителей духовного просвещения. 1885. № 7-8.

Смысл истории и идеалы прогресса. М., 1885. (М.: 2-е изд., 1886).

Страдание и наслаждение жизни. Вып. 1 (Вопрос пессимизма и оптимизма). СПб., 1885.

Чувство, как нравственное начало. М., 1886.

Евгений Петрович Астафьев (+1872 г.) // Медицинская беседа. Воронеж, 1887. Т. 1. № 14. 25 октября. С. 354—358.

По поводу юбилея Аполлона Майкова // Московские ведомости. 1888. 30 апреля.

Старое недоразумение // Русское дело. 1888. № 43.

Старое недоразумение. М., 1888.

Новый труд профессора Козлова // Московские ведомости. 1888. № 278.

Состязание слов с понятиями. М., 1889.

К вопросу о свободе воли // О свободе воли. Опыты постановки и решения вопроса. Рефераты и статьи членов Психологического общества. Труды Московского Психологического общества. М., 1889. Вып. III (см. также отдельное изд.: М., 1889)

Предисловие и примечания // Рише Ш. Опыт общей психологии. М., 1889.

Итог новой психологии (рец.: М. Остроумов. О физиологическом методе в психологии. Харьков, 1888) // Московские ведомости. 1889. № 204.

«Своё Слово», журнал проф. А. А. Козлова // Русское обозрение. 1890. № 1.

Национальное самосознание и общечеловеческие задачи // Русское обозрение. 1890. № 3.

Национальность и общечеловеческие задачи. М., 1890.

Гипнотизм как психологическая задача // Русское обозрение. 1890. № 9.

Нравственное учение гр. Л. Н. Толстого и его новейшие критики // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 4.

«Своё Слово» (философско-литературный сборник) проф. А. А. Козлова. Киев, 1890 г., № 3 // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 5.

Объяснение с К. Н. Леонтьевым // Московские ведомости. 1890. 29 июня.

Вероучение или рационализм в учении гр. Л. Н. Толстого // Московские ведомости. 1890. 18 октября.