ТОП 12 от ДОМЛИТ     19-20.05.2020

Николай Бердяев

фоФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА

 

Утверждать нужно не право на счастье

для каждого человека, а достоинство каждого

человека, верховную ценность каждого

человека, который не должен быть

превращен в средство. 

 

Самопознание

 

 

ФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА

ФИЛОСОФЫ  МАЯ

 

1 мая

_____________________________________

2 мая

_____________________________________

3 мая

_____________________________________

4 мая

_____________________________________

5 мая

_____________________________________

6 мая

_____________________________________

7 мая

_____________________________________

8 мая

_____________________________________

9 мая

_____________________________________

10 мая

_____________________________________

11 мая

_____________________________________

12 мая

_____________________________________

13 мая

Грайс Герберт Пол - лингвист Великобритании, философ XX века.

1804 — Алексей Хомяков (ум. 1860), русский философ, поэт, публицист

_____________________________________

14 мая

Ли Гун философ XVII века

Оуэн Роберт социалист-утопист, публицист Великобритании, экономист XIX века, педагог, философ

Мацкевич Владимир Владимирович философ Белоруссии

Алексеев Николай Николаевич - философ России.

1914 — Теодор Ойзерман (ум. 2017), советский и российский философ, историк философии.

_____________________________________

15 мая

Савицкий Пётр Николаевич философ Российской империи

Тагор Дебендранатх философ XIX века

Хонэн философ Японии

Манеев Алексей Климентьевич - философ Белоруссии.

_____________________________________

16 мая

_____________________________________

17 мая

 

_____________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ли Гун (кит. 李塨, пиньинь Lǐ Gōng) (14 мая 1659, Лисянь, Чжили, империя Цин — 14 февраля 1733, Лисянь, Чжили, империя Цин) — китайский философ, ученик Янь Юаня (кит. 顏元). Вместе со своим учителем основал философскую школу Янь-Ли.

ЛИ ГУН, Ганчжу, прозвище Шугу (1659–1733), китайский философ, ученик Янь Юаня (1635–1704), создавший вместе с ним «школу Янь – Ли» (Янь Си сюэ пай). Родился в селе Сицаоцзяцзуй (уезд Лисянь, пров. Чжили, совр. Хэбэй) 14 мая 1659 в семье ученого Ли Минсина (1615–1683), у которого получил начальное образование. В конце 1673 женился на Ван Чжишунь (1658–1676), сестре Ван Янцуя (ум. в 1699), который был близким другом Янь Юаня. Однако менее чем через два года овдовел и в 1677 вновь вступил в брак, а также удачно сдал экзамены на степень сю цай, но отказался от государственной стипендии, сочтя ее подкупом со стороны захвативших власть в стране инородцев-маньчжуров. В 20 лет Ли Гун написал первое самостоятельное произведение Цю сяо цзи («Сборник о стремлении к сыновней почтительности»), которое, однако, не сохранилось. В том же 1679 стал учеником Янь Юаня и в подражание учителю начал вести дневник, легший затем в основу его жизнеописания Ли Шугу сянь шэн нянь пу («Погодичная биография наставника Ли Шугу», 1736).

Также по теме:

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Вдохновленный установкой Янь Юаня на практические знания и сформулировав положение «Чем больше черпаешь из бумаг, тем меньше черпаешь из происходящих в мире событий; чем больше сосредоточиваешь дух на кисти и туши, тем меньше сосредоточиваешь его на каноническом упорядочении [мира] и вспомоществовании [народу] (цзин цзи)» (Ли Шугу сянь шэн нянь пу), Ли Гун, как и его учитель, занялся медициной и фармакологией, а также, помимо философии и истории, стал изучать военное дело, экономику, музыку и этикет, что впоследствии нашло отражение в таких его произведениях, как Сюэ шэ лу («Записи об изучении стрельбы из лука», 2 цзюаня), Сюэ ли («Изучение благопристойности», 5 цзюаней) и т.п. Из-за стесненных обстоятельств с 1683 по 1708 он был вынужден подвизаться в качестве домашнего воспитателя в разных семьях. Кочуя по стране, в 1685 Ли Гун прибыл в Пекин, который за последующие 42 года посетил около сорока раз.

В 1689 Ли Гун написал предисловие к трактату Янь Юаня Цунь син бянь («Сочинение о поддержании [индивидуальной] природы») и тогда же составил сборник Сун го цзэ ли («Правила и нормы осуждения нарушений»), опубликованный в 1695. В нем, следуя аналогичному произведению последователя Ван Янмина (1472–1529), основателя Цзишаньской школы (Цзишань сюэ пай) и труду обладателя высшего морального авторитета Лю Цзунчжоу (1578–1645) Цзи го гэ («Выверение фиксированных нарушений»), он представил классификацию нравственных пороков и дефектов.

В 1690 Ли Гун получил следующую ученую степень – цзюй жэнь. В сорок лет вновь женился на Ван Фэнгу, которая, будучи моложе его почти на четверть века и родив ему в 1699 и 1702 двух сыновей, умерла в 1706. Как профессиональная деятельность, так и семейное положение побудили Ли Гуна в 1700 написать работу о воспитании детей Сяо сюэ цзи е («Опыт исследования малого учения», 5 цзюаней), а в 1701 издать сочинение о взглядах на образование, изложенных в канонической литературе, Шан цзин сюэ гуй цзуань («Сводка правил учения из канонов совершенномудрых», 2 цзюаня) и одно из своих главных произведений, посвященное первому трактату конфуцианского Четверокнижия (Сы шу), Да сюэ бянь е («Опыт обсуждения „Великого учения"»). Последнее самим названием ассоциировалось с радикальным опусом ученика Лю Цзунчжоу Чэнь Цюэ (1604–1677) Да сюэ бянь («Обсуждение „Великого учения"», 4 цзюаня, 1654). Тогда же сочинения Ли Гуна по музыке под заглавием Ли ши сюэ юэ лу («Записи об изучении музыки господина Ли», 2 цзюаня) издал его наставник, известный ученый и писатель Мао Цилин (1623–1716), у которого он изучал музыку в 1697–1699 и в собрании сочинений которого впоследствии поместил свое предисловие. В 1701 Ли Гун написал антибуддийский текст Ли фо лунь («Суждения, разоблачающие буддизм») и прочел цикл лекций о втором трактате Четверокнижия, которые составили сборник Шугу Чжун юн цзян юй («Лекции Шугу о „Срединном и неизменном"»). После смерти Янь Юаня (30 сентября 1704) Ли Гун воздвиг у него на родине в уезде Бое (совр. пров. Хэбэй) мемориал Сичжай сюэ шэ («Ученая обитель Сичжая»), а в следующем году составил его жизнеописание Янь Сичжай сянь шэн нянь пу («Погодичная биография наставника Янь Сичжая»).

В 1715–1716 Ли Гун попал под следствие в связи с делом о мятеже, но был оправдан. Более того, в 1717 он подал прошение об официальной должности и в следующем году получил назначение на пост смотрителя учебных заведений области Тунчжоу (пров. Чжили, совр. Хэбэй). Однако вскоре был вынужден оставить службу из-за болезни и в 1719 вернулся на родину, но задумал переселиться на юг, где в более свободной духовной атмосфере предполагал вызвать больший интерес к своим идеям. При попытке реализации этого несбывшегося плана в поездке в южную столицу Нанкин в 1721 умер его старший сын.

В 1730 Ли Гун был приглашен администрацией столичной провинции Чжили возглавить работу над географическом справочником Цзи фу тун чжи («Географическое описание столичном области», 121 цзюань), которой был издан в 1735, а в 1731 написал политический трактат Ни тай пин цэ («План великого равновесия»). Предчувствуя кончину, Ли Гун заранее составил эпитафию и после смерти в 1733 неофициально получил имя Вэнь-цзы (Муж Культуры). Умер Ли Гун в селе Сицаоцзяцзуй (уезд Лисянь, пров. Чжили,совр. Хэбэй) 14 февраля 1733.

В творчестве Ли Гуна большое место занимало комментирование классики: Чжоу и чжуань чжу («„Чжоуские перемены" с комментариями и примечаниями»), Чунь цю чжуань чжу («„Весны и осени" с комментариями и примечаниями»), Сы шу чжуань чжу («Четверокнижие с комментариями и примечаниями»), Лунь юй чжуань чжу вэнь («Вопросы к „Суждениям и беседам" с комментариями и примечаниями»). Эссе, написанные после 1686, составили сборник Чоу ван бянь («Сочинение, исцеляющее от беспамятства»); созданное в 1703–1727 вошло в Шугу хоу цзи («Последующее собрание [сочинений] Шугу»); наиболее значимые труды включены в Янь Ли цун шу («Собрание произведений Янь [Юаня] и Ли [Гуна]»).

Мировоззрение Ли Гуна сформировалось на основе взглядов Янь Юаня, согласно которым «принцип» (ли) производен от «пневмы» (ци). Критикуя тезис Чжу Си (1130–1200) о «надформенности» (син эр шан) принципа, Ли Гун утверждал: «Дело имеет структурную упорядоченность, которая называется принципом и находится внутри дела. Утверждать же, что принцип находится выше дела, означает отделять его в качестве самостоятельной вещи. „Принцип" – это служебное (буквально: пустое) слово, может ли являться вещью?» (Лунь юй чжуань чжу вэнь, ч. 2). Осуществленный неоконфуцианской школой Чэн И – Чжу Си отрыв принципов от дел и вещей философ квалифицировал как даосско-буддийскую ересь, погружающую в мистический туман и приводящую к «торжеству пустоты и сохранению безучастности» (чжи сюй шоу цзи), что исторически обернулось крушением великих династий Сун и Мин, соответственно в 13 и 17 вв. под натиском монголов и маньчжуров.

В свою очередь, признание полной посюсторонности принципов соответствовало главной установке Янь Юаня на «каноническое упорядочение мира» (цзин ши) с помощью практически верифицированного рационального знания: «Если не увидено глазами и не испробовано телом (шэнь), то как посредством принципа (ли) постичь это?» (Лунь сюэ – «Суждения об учении»). Однако в отличие от учителя Ли Гун не ограничивался апелляцией к идеальным образцам древности, а призывал усваивать современный опыт и даже пропагандировал естественные науки Запада, прежде всего астрономию и математику. Напротив, в решении проблемы соотношения «знания» (чжи) и «действия» (син) Ли Гун вернулся к стандартному, идущему из конфуцианской классики представлению о том, что первое предшествует второму (Да сюэ бянь е, цз. 1; Лунь сюэ), тогда как Янь Юань отстаивал их единство, которое воплощается прежде всего в «практическом усвоении» (си).

Полностью соглашаясь с тезисами Янь Юаня о необходимости реставрации древней системы «колодезных полей» (цзин тянь) и «учебных заведений» (сюэ сяо), Ли Гун корректировал аналогичный тезис о «феодах» (фэн цзянь) и, постулируя необходимость «наличия пищи в каждой семье», призывал к достижению «совпадения службы и учебы, гражданского (вэнь) и военного, чиновника и служащего, армии и народа» (Пин шу дин – «Выправленная „Книга равновесия"», цз. З).

 
 
май
2  3  4  5 
6  7  8  9  10  11  12 
13  14  15 16 17  18  19  20  21  22 23 24  25  26  27  28  29  30  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕНь в философии
читаем философию

 

Никола́й Никола́евич Алексе́ев (1 [13] мая 1879, Москва, Российская империя — 2 марта 1964, Женева, Швейцария) — русский философ, правовед, один из идеологов евразийства.

Попытался применить феноменологический метод в философии права. Ученик П. И. Новогородцева, преподавал в Московском университете (1912—1917), в Праге и Берлине (1922—1931), затем в Сорбонне, Белграде (с 1940).

В 1908-1910 гг. стажировался в университетах Берлина, Гейдельберга, Парижа. Преподавал в Московском университете и Коммерческом институте. С 1916 года профессор юридического факультета Московского университета. С 1915 года член Всероссийского Земского союза; в 1916-1917 гг. одни из руководителей по снабжению русской армии в Иране. С 1920 года в эмиграции в Константинополе. Затем в Праге. В Праге Алексеев работал секретарём юридического факультета Карлового университета. Активный участник евразийского движения. В 1931 году выехал в Берлин, с 1931 по 1940 г. жил и работал в Страсбурге. В дальнейшем жил в Белграде и Женеве. Автор книг: "Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов. Очерки по истории и методологии общественных наук" (Москва, 1911); "Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки" (Москва, 1919); "Основы философии права" (Прага, 1924); "Идея государства. Очерки по истории политической мысли" и др.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

Аннотация к книге "Русский народ и государство"

Н.Н. Алексеев - выдающийся историк, философ права и государствовед, один из ведущих идеологов евразийского движения, автор наиболее полной и законченной концепции евразийского государственного идеала. Исходя из центрального для евразийцев принципа "познай себя и будь самим собой", он провел уникальное исследование русских народных представлений о "Государстве Правды". Его анализ мировоззрения маргинальных групп "заволжских старцев", старообрядцев, сектантов и казаков не имеет аналогов в отечественной историографии. Опровергая мифотворчество как западников, так и славянофилов, его труды дают ключ к пониманию путей и судеб народов России - Евразии.

Подчеркивая важность государства для России, он пытался связать аристократизм и демократизм, поскольку правящий слой специалистов в новом государстве формируется путем отбора из народа и образует нечто вроде «духовного ордена». Правовое устройство будущего государства он строил на основе понятия «правды», понятой как справедливость, как единство прав и обязанностей, как установленное право, коренящееся в противовес объективному праву западноевропейских стран в религиозном сознании и самосознании. Идеализируя федералистское устройство Советской России, он полагал, что будущая Россия также будет строиться на началах Федерализма. После победы национал-социализма в Германии и краха евразийского соблазна он противопоставляет им идею демократического государства, которое призвано обеспечить гарантии участия специалистов в управлении обществом. Гарантийное и демократическое государство, являясь также идеократическим, основывается на утверждении идей и ценностей православия, в котором он видел силу, спасающую Россию. Религиозное обоснование права дается им в таких работах, как «Религия, право и нравственность» (1937), «Идея «Земного Града» в христианском вероучении» (1926), «Русский народ и государство» (1927), «Христианство и идея монархии» (1937), «Христианство и социализм» (1931) и др. Участник экуменического движения.

А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 83-84.

 

 

 

 

 

 

 

 


В книге представлены работы Алексеева, посвященные осмыслению духовных основ Государства Российского, а также его фундаментальный, программный для евразийства в целом, труд "Теория Государства".
В России издание трудов Н.Н. Алексеева осуществляется впервые.
Составители: Дугин А., Тараторин Д.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/459033/

Роберт Оуэн 

(англ. Robert Owen; 14 мая 1771— 17 ноября 1858) — английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-философские основы воспитания.

Отрицал принцип свободы воли.

Человек — продукт среды. Р. Оуэн опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внешней среды на характер человека.

Во всех недостатках современных людей виновата социальная среда, то есть капитализм, являющийся источником всех социальных бедствий.

Надо заменить капитализм социализмом.

Доказывал, что основной причиной общественного зла является невежество людей. Общественные противоречия можно устранить путём распространения знаний, внедрения истины.

Воспитание. Цель воспитания — формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Содержание воспитания. Нравственное воспитание — на него главное внимание. Умственное воспитание — знания не должны противоречить здравому смыслу. Трудовое воспитание — необходимое условие для всестороннего развития человека. Ребёнок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки. Физическое воспитание — военные упражнения.

Образование. Периоды образования. Существуют периоды — пятилетия в жизни человека, вплоть до 30-летнего возраста, — создающие основу для хорошего разделения по занятиям, причём каждая группа занята своим делом. Это способствует лучшему развитию человека.

Система 4 образовательных ступеней (основа всего коллективизм). 1. Школа — для малышей 1-5 лет: чтение, танцы, свежий воздух. 2. Дневная школа — для детей 5-10 лет: родной язык, арифметика, география, естествознание, история. Делится на общеобразовательную (учебные занятия) и индустриальную (практическая работа в мастерских, в саду и в поле. 3. Вечерняя школа — для подростков, работающих на фабрике. 4. Вечерние лекции — для взрослых

Вклад в развитие мировой педагогики Развил идею соединения обучения с производственным трудом. Создал оригинальную систему воспитания (и попытался экспериментально её доказать). Осуществил уникальный социально-педагогический опыт в колониях и коммунах.