Открыт Мемориальный музей космонавтики
Приём, как на границе сказки,
на грани неба и земли.
И вот - в невиданной оснастке
уходят к звёздам корабли.
Ещё восторг предположенья
не ставит слишком дальних вех,
но в космосе открыл движенье
советский смелый человек.
Николай Ушаков
Музей космонавтики - один из крупнейших научно-технических музеев мира. История музея началась во второй половине XX века, когда в 1964 году на карте Москвы появился монумент "Покорителям космоса".
10 апреля 1981 года в Москве был открыт Мемориальный музей космонавтики. Открытие Музея было приурочено к 20-летию полета в космос Юрия Гагарина, а расположился он в стилобате (основании) монумента-обелиска "Покорителям космоса" - одного из самых известных памятников Москвы, возле станции метро ВДНХ.
Замысел создания музея принадлежал Главному конструктору ракетно-космических систем С.П. Королеву. Разрабатывая ракеты и космические аппараты, он прекрасно понимал их значение и роль в развитии мировой науки и техники и не оставлял без внимания задачу сохранения этого наследия.
Здесь были представлены свидетельства первых успехов и достижений отечественной космонавтики: первые скафандры, первые искусственные спутники Земли; космические аппараты по изучению Луны и планет Солнечной системы.
Собрание музея составляет около 70 тысяч единиц хранения, значительная часть которых является уникальными памятниками науки и техники. В фондах Мемориального музея космонавтики были собраны и хранятся образцы ракетно-космической техники, архивные документы, кино– и фотоматериалы, предметы нумизматики, филателии, филокартии и фалеристики, произведения искусства, отражающие тему исследования космического пространства.
В настоящее время музей и прилегающая к нему Аллея Героев космоса открыты после реконструкции (2006-2009), за время которой площадь выставочного пространства была увеличена в четыре раза и обновлена. На сегодняшний день современная экспозиция музея состоит из восьми выставочных залов, кинозала и конференц-зала. Центральное место занимают комплексы, посвященные запуску первого в мире искусственного спутника Земли и первому полету человека в космос.
Также в музее представлены подлинные космические аппараты, их технологические дубликаты и макеты, летательные аппараты и межпланетные станции, скафандры, снаряжение космонавтов, их личные вещи и документы. Некоторые экспонаты музея уникальны, например - спускаемый аппарат, в котором на землю были доставлены первые вернувшиеся живыми из космоса собаки - Белка и Стрелка, а также чучела этих животных.
Общую экспозицию дополняют интерактивные экспонаты - образцы тренажеров, подобные тренажерам в Центре подготовки космонавтов, Центр управления полетами в миниатюре, Интерактивная кабина "Буран", оформленный, как кабина звездолета, кинозал, где посетители могут прослушать документальные фонограммы, просмотреть кинокадры, снятые космонавтами во время полета и многое другое.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Русская идея — совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа. Особую актуальность русская идея приобрела после краха СССР и последовавшего за ним духовного вакуума. Русский философ А. В. Гулыга писал: «Сегодня русская идея прежде всего звучит как призыв к национальному возрождению и сохранению материального и духовного возрождения России. Русская идея актуальна сегодня как никогда, ведь человечество (а не только Россия) подошло к краю бездны. <…> Русская...
Интегрализм — это идеология, считающая общество единым целым. Поддерживает унионизм, корпоративизм и единое политическое представительство вместо разделения по идеологическому признаку.
Русская цивилизация (также: Русская идея, Славянская цивилизация, Российская цивилизация) — понятие, происходящее из истории русской философии, часто употреблявшееся в среде славянофилов. Это понятие подчёркивает оригинальность русской культуры и истории, её отличие от культуры Запада и Востока, и её национальное русское происхождение. Впервые термин употребляется в XIX веке, в связи с распространением идей панславизма. В книгах исследователей современной Украины также может называться украинской...
Народность — исторически общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики.
Родился в семье мелкого мучного торговца, в усадьбе, находившейся между нынешних Крутого переулка и Почтового съезда[источник не указан 99 дней] близ Успенского собора. Усадьба с домом отца и 2-х этажным домом, построенным самим Кулибиным, не сохранилась до наших дней, сгорела в 1814 году. В настоящий момент на месте усадьбы установлена мемориальная доска.
Читать и писать его научил дьячок
Успенской церкви, в приход которой входил дом Кулибиных. В юношеском возрасте обучился слесарному,
токарному и часовому делу. В 1764–1767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственного часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками.
Эти часы он преподнес императрице Екатерине, которая назначила его в 1769 году заведующим механической мастерской Петербургской академии наук. Кулибин руководил изготовлением станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов. В этот период, с 1770 по 1781 год, изобретатель жил в Доме академиков (современный адрес: Санкт-Петербург, 7-я линия Васильевского острова, 2/1, лит. А).
К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. В 1776 году Кулибин собрал во дворе Дома академиков уменьшенную модель деревянного однопролетного арочного моста через Неву, выполненную в 1/10 проектного размера, и провёл испытания этой модели. Таким образом Кулибин впервые в истории мостостроения показал возможность моделирования мостовых конструкций.
В 1777 году состоялась защита проекта моста в Академии наук, она была признана «блестящей», 5 мая 1778 года Екатерина II вручила Кулибину за эту разработку именную золотую медаль «Механику Академии наук» на Андреевской ленте. Однако добиться реализации проекта не удалось.
Уменьшенная модель моста простояла во дворе Дома академиков 17 лет, после чего была перенесена в Таврический сад.
В последующие годы Кулибин изобрёл и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди его изобретений фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (водоход, 1804), механический экипаж с педальным приводом, усовершенствование шлифовки стекол для оптических приборов.
Проект моста через Неву
И. П. Кулибина (1776)
В 1773–1775 годах Кулибин вместе с оптиком Беляевым сконструировал первый ахроматический микроскоп по проекту Эйлера — Фусса.
Мемориальная доска на месте усадьбы в Нижнем Новгороде, где родился и жил И. П. Кулибин
В 1791 изготовил «самобеглую» повозку, в которой применил маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения. Повозка приводилась в движение человеком через педальный механизм. Это был второй известный русский веломобиль, первый был создан на 40 лет раньше Леонтием Шамшуренковым.
Также разработал конструкцию «механических ног» — протезов. В 1793 году построил лифт с винтовым механизмом. В 1801 году был уволен из Академии и вернулся в Нижний Новгород, где продолжал изобретательскую работу.
Иван Петрович Кулибин даже в преклонном возрасте живо интересовался техническими новинками; подтверждением тому может служить «Отрывок из письма к русскому художнику Гладкову (из Нижнего)», опубликованный в январском выпуске «Русского вестника» за 1810 год (стр. 133–135), где Кулибин, узнавший о работах Алексея Филипповича Гладкого, с восхищением пишет коллеге-изобретателю: «Жаль, что я так стар! а то поехал бы в Москву обнять моего собрата».
Дважды, в 1792 и в 1799 годах, Кулибин монтировал знаменитые часы «Павлин» работы английского механика Джеймса Кокса, которые постоянно экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа.
Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников.
На протяжении более 20 лет разрабатывал чертежи и построил 2 опытных образца механических судов для работы на реках, чтобы заменить труд бурлаков, но правительство не внедрило его изобретение. Пытался построить вечный двигатель, потратив на его создание почти все свои деньги. Умер во сне в Нижнем Новгороде.
Его вдове пришлось заложить последние стенные часы и занять 175 рублей, чтобы достойно похоронить мужа. Похороны прошли при большом стечении народа. Могила находится перед церковной папертью на Петропавловском кладбище. Над ней первоначально был поставлен деревянный памятник с портретом Кулибина, писанного масляными красками, но в 1833 году памятник и портрет сгорели. В 1843 году, статская советница Елизавета Ивановна Попова, урождённая Кулибина, поставила над отцовской могилою незатейливый каменный памятник в виде сужавшегося к верху четырёхгранника, с крестом в навершии. Памятник был украшен цветным портретом Кулибина, с окладистой бородой. С южной стороны была установлена памятная доска с надписью: «Верный сын святой церкви и отечества, добрый отец семейства, друг добродетели, утешитель несчастных, честь Нижнего Новгорода, красота сограждан, посвятивший России шестьдесят лет полезных изобретений, удостоенный благоволения царей земных. О, да сподобится на небеси милости Царя Царей».
Широкую известность Кулибин получил после публикации П. Свиньиным в 1819 году книги «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения».
Разделил премию с супругами Карлом и Герти Кори, открывшими каталитическое превращение гликогена. Он является первым аргентинским и латиноамериканским лауреатом Нобелевской премии в науке.
Иностранный член Национальной академии наук США (1940), Лондонского королевского общества (1943), Парижской академии наук (1955; корреспондент с 1949).
Внёс значительный вклад в современную органическую химию, в особенности, в синтез и определение структуры сложных природных продуктов. Тесно работал с Роалдом Хофманом в области теоретических исследований химических реакций. Лауреат Нобелевской премии по химии за 1965 год.
Член Национальной академии наук США (1953), иностранный член Лондонского королевского общества (1956) Академии наук СССР (1976), Французской академии наук (1978).
Национальный дух (также народный дух, нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма.
Православная цивилизация — согласно теории Хантингтона о столкновении цивилизаций — одна из мировых цивилизаций, борющихся за господство на мировой арене, наряду с западной, исламской, латиноамериканской, африканской, индуистской, буддистской, синской (китайской) и японской цивилизациями. Православную цивилизацию не следует путать с русской цивилизацией, так как это более общий термин: не все традиционно православные культуры связаны с Россией.
Культурно-исторический тип — понятие политической теории Николая Данилевского, сформулированное в его книге «Россия и Европа»; система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Культурно-исторический тип отождествляется с «самобытной цивилизацией» и признается «положительным деятелем человечества».
Социальная история — раздел истории с ярко выраженным акцентом на изменениях всеобщих моделей социальной жизни.
Политическое сознание — это система знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание политической сферы субъектами — индивидами, группами, нациями и тому подобное.
Этнополитология — дисциплина, изучающая политическую обусловленность этнических явлений и процессов.
Постэкономическая общественная формация — общественно-экономическая формация, элемент трёхзвенной формационной схемы, предложенной в 1995 г. В. Иноземцевым. Характеризуется тремя основными чертами: исчезновением человеческого труда и заменой его человеческим творчеством, постепенным прекращением действия закона стоимости, исчезновением эксплуатации человека человеком. Ей предшествует экономическая общественная формация, включающая в себя азиатский, рабовладельческий, феодальный и капиталистический...
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ
Социальная мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание) — это контекстуально условно истинные и аксиологически (в плане ценностей и их норм) доверительные высказывания.
Дискурсивная теория гегемонии Лакло — Муфф — политико-философская концепция, разработанная Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф. Первоначально была представлена в книге «Гегемония и социалистическая стратегия» (1985), а затем развёрнута в ряде публикаций и новом издании книги 2001 года. Теория находится на стыке постмарксизма и постструктурализма. Концепция рассматривается как серьёзная критика с постструктуралистских позиций возможностей использования метатеорий в социальных науках.
Идеоло́гия (греч. ιδεολογία от ιδέα «прообраз, идея» + λογος «слово, разум, учение») — совокупность системных упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные...
Социальный конструкционизм — социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом в их книге «Социальное конструирование реальности» (The Social Construction of Reality, 1966). По мнению ряда исследователей социальный конструкционизм является одним из направлений конструктивизма (См. социальный конструктивизм). Целью социального конструкционизма является выявление путей, с помощью которых индивидуумы и группы людей принимают участие в создании воспринимаемой ими социальной...
Аксиологизм (от др.-греч. ἀξίᾱ через лат. axia — ценность или ценностность, и др.-греч. λόγος — учение, знание; также субъектный досократизм или фюзизм) — гносеологическое учение, постулирующее безусловную субъектную ценность каких-либо категорий человеческого восприятия. В этом аспекте постижения чего-либо необъектного как идеальной сущности аксиологизм является прямой (то есть имеющий сознательно неотложенный, спонтанный характер) реакцией на кризисный характер постмодернизма и его принципиальное...
Упоминания в литературе
Предлагая свои рецепты, идеологи призывают к практическим действиям, полной самоотдаче, даже к самопожертвованию. Такие призывы бывают весьма эмоциональными и в то же время рационально обоснованными. Зачастую идеологии рождаются в периоды кризисов, нестабильности и обращаются к тем социальным слоям, чье имущественное положение или общественный статус находятся под угрозой. Эти социальные группы самостоятельно не могут отыскать соответствие своим нуждам и целям в идеологии, исповедуемой верхами общества. Кристенсон (1972:12–13) говорит о том, что идеология часто имеет некое конкретное воплощение – в образах героев, мучеников, в ритуалах, сакральных текстах, а также нередко несет в себе утопическое видение будущего. Нам предстоит более подробный разговор об этих свойствах идеологий при рассмотрении природы политического мифа.
Кристофер Флад, Политический миф. Теоретическое исследование