ДОМЛИТ  

ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО МУЛЬТИЛИТЕРАТУРЫ 

ТОП 12 от ДОМЛИТ    01.06. - 07.06.2020
Информер праздники сегодня

Михаил Иванович Глинка

ФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА

 

00:00 Overture to “Ruslan and Lyudmila” 05:06 Waltz - Fantasia in b minor 13:54 Chernomor's March from “Ruslan and Lyudmila” 18:21 Lezginka. Oriental Dances in Chernomor’s castle from “Ruslan and Lyudmila” 21:36 Arabian. Oriental Dances in Chernomor’s castle from “Ruslan and Lyudmila“ 23:17 Dances in Naina’s castle from “Ruslan and Lyudmila” 29:40 Overture. Music for the tragedy “Prince Kholmsky” by Kukolnik 36:24 Polonaise from “Ivan Susanin” 41:14 Waltz from “Ivan Susanin“ 46:52 Mazurka from “Ivan Susanin” 51:29 Cracovienne from “Ivan Susanin“ 57:01 La Séparation. Nocturne in f minor 01:01:16 Spanish Overture №2. ”Recollection of a Summer Night in Madrid" 01:06:02 Premiere Polka in b-flat major 01:14:31 Fugue for organ in e-flat major

 

 

КОМПОЗИТОРЫ и МУЗЫКАНТЫ ИЮНЯ

 

1 июня

1804 года Михаил Иванович ГЛИНКА (1804 - 15.2.1857) композитор.

Александр Павлович Долуханян композитор Армении

Жанна Лазаревна Металлиди композитор России

Евгений Николаевич Птичкин композитор оперетт

______________________________________

 2 мая

Феликс Вейнгартнер дирижёр XIX века, композитор

Гюстав Лефевр композитор Франции

Марвин Хэмлиш дирижёр США, кинокомпозитор, композитор

Эдуард Элгар дирижёр Великобритании, композитор XIX века, органист

Евгений Дмитриевич Геворгян - джазмен СССР, инженер РСФСР, кинокомпозитор России, композитор XX века, пианист.

Фредерик Девресе - композитор XX века.

Сэмюэл Джонс - дирижёр США, композитор.

Рафаил Габдулхаевич Касимов - композитор Башкортостана, музыкант.

Шарль Жозеф Колен - композитор Франции.

Александр Карлович Метнер - дирижёр СССР, композитор, скрипач.

Жорж Палико - композитор Франции.

______________________________________

3 июня

Шарль Лекок композитор оперетт

Константин Ираклиевич Массалитинов дирижёр XX века, композитор, фольклорист России

Валерий Петрович Полевой композитор СССР

Антонио Эммануилович Спадавеккиа композитор XX века

Франтишек Шкроуп дирижёр Чехии, композитор

Георг Ярно дирижёр Венгрии, композитор XIX века

______________________________________

4 июня

4 июня 1903 года Евгений Александрович МРАВИНСКИЙ (1903 - 20.1.1988) дирижер.

______________________________________

5 июня

Марсель Турнье композитор Франции

5 июня 1798 года Алексей Федорович ЛЬВОВ (1798 - 28.12.1870) скрипач и композитор, автор музыки первого российского гимна.

______________________________________

6 июня

Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий
генерал-майор Российской империи, коллекционер, меценат, музыкант

6 июня 1903 года Арам Ильич ХАЧАТУРЯН (1903 - 1.5.1978) композитор.

______________________________________

7 июня

7 июня 1872 года Леонид Витальевич СОБИНОВ (1872 - 4.10.1932) певец (лирический тенор).

Александр Риттер композитор XIX века, скрипач

Александр Александрович Дольский - композитор России, поэт XX века.

Валерий Юрьевич Калистратов - композитор России.

______________________________________
8 июня

1810 года Роберт ШУМАН (1810 - 29.7.1856) немецкий композитор.

______________________________________
10 июня

1913 года Тихон Николаевич ХРЕННИКОВ (1913), композитор, многолетний руководитель Союза композиторов СССР (1948 - 1991).

______________________________________
11 июня

1864 года Рихард ШТРАУС (1864 - 8.9.1949) немецкий композитор.

______________________________________
15 июня

1843 года Эдвард ГРИГ (1843 - 4.9.1907) норвежский композитор.

______________________________________
16 июня

1873 года Антонина Васильевна НЕЖДАНОВА (1873 - 26.6.1950) певица (лирико-колоратурное сопрано).

______________________________________
17 июня

1818 года Шарль ГУНО (1818 - 18.10.1893) французский композитор ("Фауст").
17 июня 1882 года Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ (1882 - 6.4.1971) композитор.

______________________________________
20 июня

1815 года Жак ОФФЕНБАХ (Яков ЭБЕРСТ) (1815 - 5.10.1880) французский композитор, основоположник классической оперетты.

______________________________________


 

Автор национального гимна - Михаил Глинка

(опубликовано в "Литературной газете", № 22; здесь текст приводится полностью)

Не так давно мне довелось вести концерт в российском посольстве в Берлине, где выступали солисты Большого театра. На следующий день я поехал в здешний русский храм. Вокруг него расположено большое кладбище, где лежат многие именитые люди нашей истории. Прямо за алтарем – убиенный Владимир Набоков, отец писателя. А чуть поодаль – бронзовый бюст Михаила Ивановича Глинки на его могиле. Однако могила пуста. Тело через два года после кончины было перевезено в Санкт-Петербург и перезахоронено. Затем попало в пантеон деятелей русской культуры у Александро-Невской Лавры.

Как эти посмертные перипетии характерны для судьбы русского гения! Творил для России, жил почему-то многие годы за рубежом, скончался вдалеке от родины и, как водится, даже праху покоя не было…

ГИМН

Нет покоя его имени и сегодня, когда еще не затихли дискуссии о том, какой гимн более подходит для современной России. Да и какой вроде бы смысл дискутировать, когда уже поздно. Но поздно ли? В истории России только два композитора создавали национальный гимн по заказу императора: Алексей Львов и Михаил Глинка. Львова поддержал придворный поэт Жуковский, имевший немалый вес в принятии такого рода решений. Он поспособствовал приятелю, быстро изменил уже существовавший текст «Боже, царя храни» на мелодию англичанина Кэрри и гимн был принят. Творение Глинки никто не поддержал и текста никто не написал. До сих пор говорят, что на его музыку слова ложатся тяжело. Опровержением этого некомпетентного мнения служит принятый в 1947 году и певшийся на эту же мелодию Глинки «Гимн Москве», многим известный и поныне. Кстати, по сию пору не отмененный. Слова и музыка в нем - образец идеального сочетания, особенно - для хорового исполнения.

В конце 1980-х сделанный мною телефильм об истории государственных гимнов в России, где выдвигалась идея принятия гимна Глинки, был дважды повторен на первом канале перед сессиями Верховного Совета РСФСР. В результате большинство депутатов проголосовало «за». А затем началась эпопея по сочинению слов, как известно, ничем не закончившаяся. Оказалось, что нам словами объяснить Россию труднее, чем музыкой. Точно так же, как и «понять умом». Хотя до Глинки успешно пели «Гром победы раздавайся» Державина и Козловского, а также исполняли «Коль славен» Бортнянского и Хераскова, мелодию которого долгое время отбивали куранты на Спасской башне Московского Кремля.

После второго телеэфира произошло примечательное событие. Мне позвонил родственник одного только что скончавшегося капельмейстера ансамбля песни и пляски под управлением Александрова, и пригласил для того, чтобы показать нечто совершенно необычайное. Тогда руководил ансамблем Борис Александров – сын автора гимна СССР. Я пришел в гости к звонившему. Тогда то, в домашнем архиве семьи музыканта, я и увидел ноты прекрасной офицерской песни 1-й мировой и Гражданской войн, называемой «Странник». Она оказалась… точной мелодией гимна Советского Союза. Хозяин хранил ноты долго и до самой кончины никому о них, видимо, не рассказывал и не показывал даже близким. Подобное поведение было свойственно многим людям, жившим в сталинскую эпоху.

Открытие меня и поразило, и нет. Величественность и сила мелодии советского гимна вполне могла иметь исторические истоки. Просто так ничего не появляется. Так было и у Львова, ведь текст «Боже, царя храни» был ремейком английского «Боже, храни короля», а мелодия – взята из русской народной песни «Не белы-то снега», как бы невзначай подсказанной Львову императором Николаем I.

Затем мы уже вместе c сыном капельмейстера, да еще и со съемочной группой 1-го телеканала (я намеревался сделать вторую часть телефильма о Гимнах России - продолжение истории) пришли в гости к Борису Александрову в квартиру известного "дома на набережной". Сняли беседу, поговорили о гимне СССР, а затем я затронул тему той самой старой офицерской песни и вообще возможных истоков мелодии. Реакция Бориса Александрова была неожиданной и просто поразительной. Он категорические отказался что-либо рассказывать или комментировать. Стал эмоционально и скороговоркой доказывать какому-то абстрактному оппоненту, что авторство музыки гимна СССР принадлежит только его отцу - Александру Александрову, а все остальные истоки или аналогии - это надо еще доказать и пр. Похоже, что это была в некотором роде наболевшая тема, имевшая "хождение" внутри некоторого круга лиц и никогда не выходившая "на поверхность", к широкой общественности. Слушая все это, я просто молчал, не произнося ни слова... Молчали и все окружающие, оператор, звукорежиссер и другие невольные "участники" столь неожиданно складывавшейся беседы. То, как это его задело, показывало, что тема слишком серьезная, а возраст собеседника был более чем... Принесли какие-то лекарства, он был очень взволнован. И мы решили прекратить беседу, остановить съемки. Договорились о возможной встрече в ближайшее время. Но она так и не состоялась...

Вторая часть фильма - увы - не вышла на экраны, а кадры и записи снятых материалов - надо искать в архивах Центрального телевидения.

И все же, известие о том, что гимн сталинской эпохи был заимствован, казалось ошеломительным! Хотя хорошие мелодии зачастую имеют также не менее хорошие истоки (ведь мелодия гимна СССР сама по себе - весьма впечатляющая, только надо знать и иметь в виду, что пелась она в старые, дореволюционные времена на другие слова - более протяжно и спокойнее, без "грома", пафоса и без патетики; если кто-то попробует напеть эту мелодию именно так, то почувствует и заметит совсем иные и очень глубокие ее оттенки). Традиции громыхающих аранжировок старого мотива породили стереотип его восприятия, и теперь не просто пропеть замечательную и мелодичную застольную офицерскую песню и одновременно приметить заинтересованность и внимание слушателей. Нет, подавай стадионы и концертные залы, гигантские хоры и оркестры. Как будто "масштабность" и есть главная составляющая любого гимна. А так ли это?

Но вернемся к Глинке. В конце концов, оказалось, что его гимн – сам по себе - это уникальное творение, созданное без заимствований, как теперь принято говорить – эксклюзивно, специально для России и по специальному же заказу. Добавим к этому, что он написан великим русским композитором, создателем хора «Славься», также ставшего символом и своеобразным гимном.

В результате именно эту мелодию мы и отвергли!

Странно, не правда ли…

НАСЛЕДИЕ

Но мы принимаем великого Глинку за основателя русской музыки. Принимаем безоговорочно. А правда ли это? Что основал он, ежели за полвека до него творили такие гении, как Березовский, Бортнянский и десятки прекрасных музыкантов. Ведь именно о Бортнянском теперь по праву принято говорить как об основоположнике русской композиторской школы, создателе первых в России симфоний, сонат, романсов и громадного цикла духовных песнопений. Русская опера – по музыке и по сюжету – уже существовала до Глинки. Так в чем же он был «основателем»?

Сейчас не просто вычленить эти определения. Глинка действительно впервые внедрил и развил именно РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ в сфере профессиональной музыки. Написал он мало, но как Пушкин в литературе, именно он определил «русскость» в мелодике, долгие годы искал ее истоки и вариации, сделал ее достоянием мировой музыкальной культуры, породил гениальных последователей, сделавших Россию великой музыкальной державой на все времена. Он создал русский музыкальный язык. Из Глинки «выросли» Бородин и Балакирев, Мусоргский и Чайковский, Рахманинов и Прокофьев, Свиридов и Гаврилин. Глинковские традиции пока еще влияют на то – что и как петь и играть юным музыкантам в наших музыкальных школах и училищах.

Поразительно, но Глинка мог стать и «основателем» украинской национальной музыкальной культуры. До сих пор киевские музыковеды горюют о том, что он не дописал своей симфонической поэмы «Тарас Бульба». Будто бы он негласно называл симфонию «Украинской», писал ее в Париже, играл потом из нее многочисленные отрывки, их запоминали и записывали, кое-что осталось, но доказать его авторство весьма непросто. Кого только не вписывали в анналы украинской музыкальной истории. Помню пластинки с заголовком «Украинская национальная музыка», составленные из сочинений того же Бортнянского, который украинцем не был, всю жизнь прожил в Петербурге и в Европе, писал итальянские оперы и православные песнопения, разве что родился на территории будущего государства Украина. Глинка мог бы стать музыкальным Шевченко или Гоголем, но… почему-то сжег партитуру «Тараса».

Так же, как и прах ее создателя, претерпевала перемены его гениальная опера «Жизнь за царя». Помните, как в нашем государстве меняли тексты белогвардейских песен и полковых маршей царской России на новые, советские? Бойцы шли в бой не «за Русь Святую», а «за власть Советов». В опере Глинки со сталинских времен до совсем недавних дней славили не «царя», а «русский народ». До сих пор музыковеды и театралы называют ее «Иван Сусанин». Патриотично, но… нечестно. Совсем как в мелодии нынешнего государственного гимна с ее белогвардейскими истоками и постоянно меняющимся текстом.

Не менялась только одна из великих мелодий Михаила Глинки – его знаменитая «Камаринская». Написанная также не в России, по ностальгическому порыву, симфоническая поэма своей мощью и энергетикой по сию пору поражает всякого, кто ее слушает, не говоря уже о тех, кто делает это в первый раз. Между прочим, «Камаринская» вполне может стать «хитом» любого радиоканала, как, например, «Русского радио», ну хотя бы потому, что носит это радио такое громкое и обязывающее название. Однако кто может похвастаться, что недавно слышал «Камаринскую»? Ее почти не исполняют профессиональные симфонические коллективы. Простовата, видите ли, для изысканного музыкального ума, без налета формализма и уж чересчур напоминает народные мотивы. Не модно это нынче. Увы, и «Камаринскую» придется немного подождать. Всему свое время…

ДУША

Был у Глинки в биографии примечательный факт. Почти два года он прослужил капельмейстером Придворной Певческой капеллы, директором которой незадолго до этого еще числился Дмитрий Бортнянский. В молодости Глинка и сам пел очень хорошо. Рассказывали реальную историю, как один очень именитый юный князь при его пении лишился чувств, а потом, придя в сознание, сказал, что ему показалось, будто пели ангелы и начался Страшный суд. Имея в капелле право решающего голоса, Глинка должен был определять направления развития русского церковного пения. Но его мысль «связать фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака» увенчалась неудачей. Глинка попросился в отставку и направился за границу искать новые веяния в своей метущейся душе. Он не внес свой весомый вклад в развитие духовных песнопений, как это сделали после него почти все известные русские композиторы. Светское музыкальное сознание преобладало. И этим он отличался от Пушкина, который в литературе и жизни был примером светскости, при этом оставался православным по своей сути. Вот почему в лоне русской церкви Глинку не очень знают и помнят, как того же Бортнянского или даже Чайковского. Если спросить, например, какую-нибудь пожилую прихожанку у храма – поют ли Глинку на службах, она не ответит ничего. Но припомнит Чеснокова или Преображенского, Рахманинова или Кастальского, и даже напоет кое-какие их песнопения по памяти.

 

ПАМЯТНИК

 

На памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде среди полутора сотен фигур изображены лишь два музыканта: Глинка и Бортнянский. Они действительно стали «мэтрами» эпохи. Немного забытая память о Бортнянском только недавно восстановлена. Глинка же был известен всегда, но будучи богат славой, всем остальным в достатке при жизни сыт не был.

Умер он, как водится по-нашему, почти нищим. Это не метафора. Денег не было даже на похороны. Приехавший в Берлин для перевозки останков в Питер В.Энгельгардт, после вскрытия могилы написал: «Гроб был самый дешевый и скоро развалился». А писатель Н.Кукольник – лучший друг и советчик композитора – подтвердит: «Глинка умер с голоду. Нашли его печень чрез меру отощенную, а желудок крошечный. Две недели он не мог принимать пищи... ». В Петербурге отпели его в той же церкви, что и Пушкина. Пришла на отпевание Анна Керн. «Я на одном и том же месте плакала и молилась за упокой обоих», – скажет она позже. Именно с ее дочерью – Екатериной – Глинка хотел обвенчаться, но так и не успел. Простая телега, без почестей доставила прах музыканта в Александро-Невскую Лавру.

Теперь на могиле стоит памятник, созданный архитектором Горностаевым. Впервые в России на плите изображены ноты и там же – вызывающая удивление свастика. Подлинный памятник сохранился до наших дней. Тому же Бортнянскому, лежащему неподалеку, повезло меньше. После перезахоронения (конца им у нас не будет) в 1950-е из Смоленского кладбища в пантеон Лавры, памятник утеряли и составили из чьих-то чужих надгробий. Так и стоит это сооружение по сию пору. Старую плиту на могиле Глинки в Берлине тоже куда-то задевали. Теперь там столб и на нем современный бюст композитора, поставленный нашими военными.

В число конкретных охраняемых государством памятников федерального значения надгробие композитора в Санкт-Петербурге попало только недавно. Благодаря подписанному премьером Касьяновым постановлению № 527 от 10 июля 2001 г., в котором могила стала отдельно отмеченным общероссийским объектом. Хорошо, что хоть в начале 3 тысячелетия удалось уделить внимание и этому.

Конечно, мы помним Глинку. Весь музыкальный мир почитает и принимает его без оглядки. Но с памятниками продолжают происходить чудеса. Только что к 200-летию решили поставить большую статую композитора в Челябинске перед оперным театром. Уже приготовили, отлили в бронзе. Да вот на месте установки, оказывается, был когда-то храм и осталось кладбище. Ставить памятник на сохранившихся могилах немного кощунственно. Начался скандал. Дескать, памятью Глинки могут потревожить другие одухотворенные останки.

Опять нет ему покоя. Не этими ли перипетиями своей жизни и смерти он остается нашим, родным, единственным и неповторимым создателем «Руслана и Людмилы», почитателем «Арагонской хоты», изумительным автором чудных романсов, дарителем нашему сознанию великого «Славься» и, конечно, не менее великого Гимна России. Гимна, который после обретения слов, когда-нибудь, вторя Державину, «да споют и наши хоры»! 

 

 
 
ИЮНЬ
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
16 17  18  19  20  21  22 
23 24  25  26  27  28  29  30  31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕНь в музыке
СЕГОДНЯ РОДИЛИСЬ
СЧИТАЕМ о музыке
ЧИТАЕМ о музыке

Течения в искусстве

Барокко

итал. bаrоссо, букв.— причудливый, вычурный, странный

Художественный стиль, господствовавший в изобразительном искусстве и архитектуре конца 16 — 1-й половине 18 веков.

Вопрос о барокко в музыке начал дискутироваться в конце 1910-х гг. (преимущественно в немецком музыковедении) в связи с работами К. Гурлитта ("Geschichte des Barockstiles", Bd 1-3, 1887-89) и Г. Вёльфлина ("Kunstgeschichtliche Grundbegriffe", 1915), которые, исходя в основном из формально-стилистических признаков, установленных при изучении архитектуры и изобразительного искусства, выдвинули концепцию барокко как стиля всего западно-европейского искусства указанного периода. На первый план выдвинулись муз.-театр. жанры (прежде всего - опера), что определялось характерным для Б. стремлением к драматич. экспрессии и к синтезу разл. видов иск-ва, проявлявшемуся и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассивны). Выразит. возможности муз. иск-ва расширяются, одновременно обнаруживается тенденция к обособлению музыки от слова - к интенсивному развитию инстр. жанров, в значит. мере связанных с эстетикой Б. Возникают крупномасштабные циклич. формы (concerto grosso, ансамблевая и сольная сонаты), в нек-рых сюитах причудливо чередуются увертюры театрального характера, фуги, импровизации орг. типа, бытовые танцы, певучие "арии", звукоизобразит. картинки (напр., у А. Польетти, Г. Ф. Генделя). Типичным становится сопоставление и переплетение полифонич. и гомофонного принципов муз. письма.

Алексе́й Фёдорович Львов (25 мая [5 июня] 1798, Ревель — 16 [28] декабря 1870, Романь) — директор Придворной певческой капеллы (1837—1861).  тайный советник, обер-гофмейстер, сенатор; скрипач-виртуоз, композитор, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель.

музыка Государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни!»;сочинения для церкви «Иже херувимы», «Вечери Твоея тайныя», и пр.;опера «Бианка и Гвальтьеро», 1844;опера «Ундина» (1847);небольшие оперы «Русский мужичок» и «Варвара»;концерт для скрипки с оркестром;24 каприса для скрипки соло;обработка оратории Stabat mater Перголези для солистов, хора и оркестра (в оригинале без хора).

 

 

 

 

 

 

 

Марвин Фредерик Хэмлиш (англ. Marvin Frederick Hamlisch, 2 июня 1944 — 6 августа 2012) — американский композитор и дирижёр

Лауреат всех четырёх крупнейших кинокомпозиторских премий — «Эмми» (трижды), «Грэмми», «Оскар» (трижды), «Тони» (так называемый EGOT, в мире таких всего 15 человек), а также Пулитцеровской премии (подобный набор из пяти крупнейших наград был только ещё у одного человека в мире — композитора Ричарда Роджерса) и, к тому же, дважды лауреат премии «Золотой глобус» — такой коллекции наград не было ни у кого.

 

Сэр Эдуард Уильям Элгар (иногда Эльгар), 1-й баронет Бродхит (англ. Sir Edward William Elgar, 1st Baronet of Broadheath; 2 июня 1857[…], Бродхит[d], Вустершир — 23 Aевраля 1934[…], Вустер, Вустершир[4]) — британский композитор романтического направления, член Ордена заслуг, Рыцарь Великого Креста.

Некоторые из его крупных оркестровых работ, в том числе «Энигма-вариации» (англ. "Enigma" Variations) и «Торжественные и церемониальные марши» (англ. Pomp and Circumstance Marches), получили широкое признание. Он также является автором ораторий, симфоний, камерной музыки, инструментальных концертов и песен. В 1924 году он был назначен Мастером королевской музыки.

 

 

 

 

 

Михаи́л Ива́нович Гли́нка (20 мая [1 июня] 1804, с. Новоспасское, Смоленская губерния — 3 [15] февраля 1857, Берлин) — русский композитор.

 

Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других. По выражению В. В. Стасова, «оба [Пушкин и Глинка] создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Справочник по композиторам

www.classic-music.ru

Информация о композиторах, в т.ч. публикации, произведения, записи произведений для прослушивания

 

Справочник по композиторам

www.belcanto.ru

Краткая информация о большинстве известных композиторов

 

Справочник композиторов 20 века 

brahms.ircam.fr

Подробный справочник по композиторам 20 века (на французскoм  языке)

 

Справочник по музыкальным произведениям

www.belcanto.ru

Краткая информация об известных произведениях классической музыки

 

МУЗЫКА

 

Записи произведений классической музыки , отсортированные по композиторам

www.classic-music.ru

 

https://infoselection.ru/infokatalog/muzyka/muzyka-obshchee/item/544-100-velikikh-kompozitorov-mira-spisok

Александр Карлович Метнер — русский и советский композитор, заслуженный артист РСФСР (1935[1], по другим данным — 1934 год).

написал музыку более чем к 20 спектаклям Камерного театра[3] (в том числе «Святая Иоанна» Бернарда Шоу (1924), «Розита» А. Глобы (1926), «Негр» Юджина О’Нила (1929), «Неизвестные солдаты» Л. Первомайского (1932), «Дама-невидимка» Педро Кальдерона (1945))[1]. Для симфонического оркестра написал: танцевальная сюита (1942), маленькая сюита (1948), для скрипки и фортепиано — Баркарола (1949).

Александр Метнер написал музыку к знаменитому спектаклю Московского драматического театра имени А.С. Пушкина «Аленький цветочек», который идет в театре с 1950 года по сегодняшний день.

 

 

 

Евге́ний Дми́триевич Геворгя́н (2 июня 1936, Москва — 3 ноября 2016, Фрамингем) — армянский советский пианист, композитор. Первый исполнитель фри-джаза в России.

В 1960-х годах писал джазовые композиции («Игорь Святославович», «Чабан», «Человек и море», «На горизонте ты мне кажешься наездником», «Три цвета джаза»), с 1967 года — музыку к кинофильмам.

1979 — Место встречи изменить нельзя

1979 — Пираты XX века