Дом, прежде всего, это освоенное место и обитель человека; он выступает в качестве символа космоса как упорядоченного пространства. Дом отождествляется с родом (например, в геральдике), с храмом (в этой связи иногда содержит алтарь для домашнего культа, например, в римской традиции; также в роли алтаря может выступать домашний очаг). Будучи жилищем человека, в своей пространственной организации дом уподобляется человеческому организму: различные его части отождествляются с членами и органами тела (крыша — голова, окна — глаза, очаг — сердце дома). В некоторых традициях жилище разделяется между полами, что отражает представления о дуальной структуре мироздания. В целом связывается с женским началом, материнским лоном. В духовном плане дом может рассматриваться как хранилище родовой мудрости человечества, традиции. Общая символика дома дополняется значением различных архитектурных элементов: так, например, дверь и порог выступают как символы перехода из внутреннего, освоенного пространства в мир внешний, враждебный и неупорядоченный, и т. п.

Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, «наш мир», вселенную, а также возвращение в утробу при инициации, нисхождение во тьму перед возрождением или регенерацией.

Квадратный фундамент и круглый купол имеют мечети, мавзолеи и арабские дома, расположенные вокруг сада, где бьет ключом фонтан,— своего рода напоминания об Эдеме.

Дом — это центр мира, как и город, храм, дворец, гора, первобытная хижина, которые являются копией Космической Горы, Мирового Дерева или центральной Колонны, поддерживающей космические уровни.

Дом связан с идеей священного пространства, развивающегося вокруг очага — оси мира и освященного стенами этого дома. За его порогом простирается мирское пространство.

Образ Вселенной, воплощенная связь между небом и землей, дом располагается в соответствии с направлениями пространства, и его строительство — это повторение космогонии: ассирийско-вавилонские дворцы представляют собой мир, развивающийся вокруг королевского трона, уподобленного Омфалосу, центральной горе, Полярной Звезде, вокруг которых вращается мир.

Изначально все жилища, все дворцы строились вокруг этой оси мира, обеспечивающей связь между тремя уровнями существования: подземным-адским, наземным и наземным-небесным.

В традиции мистиков дом всегда считался неким «женским» аспектом существования Вселенной.

«Каждый проживший жизнь, никуда не денется от формулы: мир был домом, теперь дом (домовина, гроб) станет миром».

Часто, как некая эмблема человеческого тела (вместилища души), преимущественно женского.

Библия

Прежде всего, эмблема рода, династии.

Дом вечности — могила (Екклезиаст 12: 5, Псалом 48: 12), так же и у римлян (лат. domus aeterna (lis). Захоронения было принято устраивать, как жилище — последний приют человека: гробницы, пирамиды, саркофаги, мавзолеи, катакомбные захоронения, дольмены… «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (Второе послание к Коринфянам 5: 1).

Дом из глины — могила; временность, краткость бытия, жизни.

Дом плача и Дом веселья «Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселия» (Екк 7: 4).

Дом рабства — Египет, «… рукою крепкою вывел нам Господь из Египта, из дома рабства» (Исход 13: 14).

Дом Хлеба — Вифлеем на юг от Иерусалима, согласно традиции, место рождения царя Давида и Иисуса.

Дом из кедров ливанских — храм царя Соломона в Иерусалиме (Третья книга Царств 5).

Кричать с крыши дома — стремиться оповестить о чем-либо, как можно шире и громче. Дома в древнем Израиле имели плоские крыши, на которых люди собирались для общей беседы, с которых оглашались различные сообщения, «… что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях» (Евангелие от Луки 12: 3). Плоские крыши и сегодня характерны для многих селений Кавказа, где жилища расположены террасами. На таких крышах не только спят в жаркое время и беседуют, но и держат мелкий рогатый скот.

 

Дом — небесный трон для благословенной жизни. «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14:2).

Дом Божий — святыня, храм (Вторая книга Паралипоменон 5: 14), посвященное божеству место. «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно сие место» это не иное что, как дом Божий, это врата небесные" (Бытие 28: 16—17).

Античность

Домашние божества — в античном Риме — лары, пенаты.

Ad vocem

Дом построенный на песке (без фундамента) — нечто не имеющее будущего, зыбкое и ненадежное во всех отношениях.

Карточный домик — ненадежность, недолговечность.

«Глава дома» — муж, отец, хозяин дома.

Имущество, право на имущество — лат. «pro domo sua», то есть «для собственного дома» (Одна из речей Цицирона так и называлась: «De domo sua», 57 г. до н. э.).

Дом детский, престарелых., культуры, Быта, Торговли и т. д. — современные государственные и частные институции функциональные названия которых соответствуют назначению.

«О польский край святой! Дом укрепленный наш!» (Польский национальный гимн. Текст В. Белзы).

Английская пословица: «Кто живет в стеклянном доме, тот не должен бросаться камнями».

«Мой дом — моя крепость» — один из основных постулатов британского менталитета.

«Пусть человек убог и нищ, но в своей хижине он равен королю. И даже, если это землянка, в которую затекает дождь, но без разрешения хозяина сюда сам король Англии войти не имеет права!» (Из выступления Вильяма Питта в Палате Лордов в Лондоне в 1766 году на тему Закона об Акцизных сборах).

Дом молитвы — храм.

Дом духовности — собрание, сходка верующих.

Дом мудрости, поднятый на семи колоннах.

Астрология

При составлении гороскопов, небосвод представляется кругом, поделенным на двенадцать частей — «домамов». Каждый из них обозначает основные события и дела в человеческой жизни:

супружество,

дружба,

дети,

вражда,

богатство,

политическая позиция,

тяжелая болезнь,

смерть…

Планеты, проходя через тот, или иной дом, оказывают влияние на проявление такого события, «отменяют» его или отдаляют его наступление.

Северная Америка

Хоган — земляная хижина индейцев навахос (Новая Мексика и Аризона), воспроизводит план космоса: с выходом на восток, с восемью сторонами, воплощающими направления пространства, где каждая балка, каждое бревно соотносятся с элементами гигантского хогана земли и неба. Символ глубинной гармонии человека и мира, напоминание о скрытом пути совершенства, которому человек должен следовать, в жизни.

Вигвам индейцев сиу имеет форму конуса, как и листья священного хлопчатника. Хижина Танца-который-смотрит-на-небо является миром в миниатюре, а огонь, разведенный в ее центре… это Вакан-Танка в мире. 28 столбиков, которые ее окружают, символизируют месячный лунный цикл.

Китай

Традиционный китайский дом, императорский дворец, поселение — имели квадратную основу (Земля) и круглую крышу (Небо), связанную колоннами с их квадратным основанием, соответствующим

восьми направлениям пространства,

восьми горам,

восьми ветрам,

восьми триграммам и т. д.

Мезоамерика

Дом (Калли) — знак ацтекского зодиака, ассоциируемый с Западом, традицией и числом 3.

Люди, рожденные под ним, зачастую представляются транжирами, шулерами и подвержены искушению сладострастием. Женщины — злы на язык, неумелы и ленивы.

Дом ацтеков строился вокруг очага, образа и воплощения «Старика Бога», бога огня. Три камня, между которыми разводился огонь, имели священный характер, так как они давали приют мистической силе бога.

Онейрокритика

Дом с его этажами и комнатами — прообраз человека.

Психология

На психическом плане:

фасад олицетворяет persona, роль, социальную функцию маску, принятую в повседневной жизни;

спальня связана с интимной жизнью;

этажи означают различные части тела и душевные состояния;

крыша и верхние этажи соотносятся с головой и сознательными функциями;

на чердаке лежат воспоминания молодости;

кухня — это место психических трансформаций, один из символов посвящения;

подвал олицетворяет бессознательное;

уборная означает потребность в освобождении, в порядке.

пустые комнаты соответствуют низшей психической функции, которая нуждается в развитии;

лестницы являют собой связи между различными уровнями личности.

Вариант:

крыша и стрехи с чердаком — голову, то есть чувства и разум;

кухня — психику;

погреб — пуп, живот, низ живота, инстинкты, подсознание…


С конца охотничьего кочевничества ледникового периода символ средоточия существования оседлого человека. Наиболее древние дома (в сегодняшнем смысле), являвшиеся прочным и постоянным местом обитания, раскопаны в Иерихоне (см. Семь) и Чатал-Хююке (Анатолийское высокогорье) и относятся ко времени ок. 6500 г. до н. э. Таким образом, дома появились задолго до возникновения собственно городской культуры, до настоящего животноводства и земледелия. Дом стал точкой кристаллизации в создании различных достижений цивилизации, символом самого человека, нашедшего свое прочное место во Вселенной. Еще до изобретения гончарного производства на Ближнем Востоке сооружались настоящие дома из вы-сушенных на воздухе глиняных кирпичей. В Чатал-Хююке в таких домах были выделены места для совершения культа и погребений (под настилом пола). В речевых оборотах «дом» зачастую обозначает человека («надежный дом», «толковый дом»), его социальное («из хорошего дома») или потомственное, профессиональное происхождение (дом Габсбургов, дом Ротшильдов) и т. п. Церковь является «домом Божьим» (см. Башня), могила «последним или вечным домом» (лат. domus aeterna) вплоть до Страшного суда (см. Конец света). Во многих малоисследованных культурах дом является местом заседаний сословных или групповых советов, совершения празднеств и ритуалов, например мужской дом обрядовых союзов, дом возрастных классов (Тамбаран на Новой Гвинее), или «большой» (общий) дом как символ племенного союза и единства у ирокезов, причем по своей архитектуре такое здание является центром и памятным знаком союзного образования. Дом является важным символом в глубинной психологии, например при толковании сновидений: «Серьезные сны говорят лишь о доме… Что происходит „в доме“ — происходит внутри нас самих. Мы сами часто являемся домом. Конечно, известно, что фрейдовская психология соотносит дом-символ с женщиной, женой, матерью, и притом в некоем сексуальном или акушерском смысле. В сущность дома вложено больше женственно-материнского, чем мужского. И все же каждый сновидец может сам являться благоустроенным, опустившимся, старым или обновленным домом» (Э. Эппли).

имвол дом

 

Дом — Энциклопедия знаков и символов

Дом, прежде всего, это освоенное место и обитель человека; он выступает в качестве символа космоса как упорядоченного пространства. Дом отождествляется с родом (например, в геральдике), с храмом (в этой связи иногда содержит алтарь для домашнего культа, например, в римской традиции; также в роли алтаря может выступать домашний очаг). Будучи жилищем человека, в своей пространственной организации дом уподобляется человеческому организму: различные его части отождествляются с членами и органами тела (крыша — голова, окна — глаза, очаг — сердце дома). В некоторых традициях жилище разделяется между полами, что отражает представления о дуальной структуре мироздания. В целом связывается с женским началом, материнским лоном. В духовном плане дом может рассматриваться как хранилище родовой мудрости человечества, традиции. Общая символика дома дополняется значением различных архитектурных элементов: так, например, дверь и порог выступают как символы перехода из внутреннего, освоенного пространства в мир внешний, враждебный и неупорядоченный, и т. п.

образ макро и микрокосмоса

безопасность, постоянство,

твердыню, жилье, жилище, собственный угол; убежища Великой Матери, замкнутость и защиту.

домострой, домовых, семью, семейное гнездо; Дом отца — род, происхождение

род, династию;

Отечество, Отчизну; человеческое тело;

сокровищницу мудрости; гостеприимство…

центр мира, космическая ось

место упорядоченной, защищенной жизни;

символ порядка, космического ритма и равновесия, «пупка» Мира,

Вселенной: крыша — небеса, стены — Земля, окна — божества.

Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, «наш мир», вселенную, а также возвращение в утробу при инициации, нисхождение во тьму перед возрождением или регенерацией.

Квадратный фундамент и круглый купол имеют мечети, мавзолеи и арабские дома, расположенные вокруг сада, где бьет ключом фонтан,— своего рода напоминания об Эдеме.

Дом — это центр мира, как и город, храм, дворец, гора, первобытная хижина, которые являются копией Космической Горы, Мирового Дерева или центральной Колонны, поддерживающей космические уровни.

Дом связан с идеей священного пространства, развивающегося вокруг очага — оси мира и освященного стенами этого дома. За его порогом простирается мирское пространство.

Образ Вселенной, воплощенная связь между небом и землей, дом располагается в соответствии с направлениями пространства, и его строительство — это повторение космогонии: ассирийско-вавилонские дворцы представляют собой мир, развивающийся вокруг королевского трона, уподобленного Омфалосу, центральной горе, Полярной Звезде, вокруг которых вращается мир.

Изначально все жилища, все дворцы строились вокруг этой оси мира, обеспечивающей связь между тремя уровнями существования: подземным-адским, наземным и наземным-небесным.

В традиции мистиков дом всегда считался неким «женским» аспектом существования Вселенной.

«Каждый проживший жизнь, никуда не денется от формулы: мир был домом, теперь дом (домовина, гроб) станет миром».

Часто, как некая эмблема человеческого тела (вместилища души), преимущественно женского.

Библия

Прежде всего, эмблема рода, династии.

Дом Израиля (Исход 16: 31), дом Иакова (Бытие 46: 27), дом Иосифа (Оссия 17: 17), дом Иуды (Вторая книга Царств 2: 4).«Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего» (Псалом 44: 11).

Дом вечности — могила (Екклезиаст 12: 5, Псалом 48: 12), так же и у римлян (лат. domus aeterna (lis). Захоронения было принято устраивать, как жилище — последний приют человека: гробницы, пирамиды, саркофаги, мавзолеи, катакомбные захоронения, дольмены… «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (Второе послание к Коринфянам 5: 1).

Дом из глины — могила; временность, краткость бытия, жизни.

Дом плача и Дом веселья «Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселия» (Екк 7: 4).

Дом рабства — Египет, «… рукою крепкою вывел нам Господь из Египта, из дома рабства» (Исход 13: 14).

Дом Хлеба — Вифлеем на юг от Иерусалима, согласно традиции, место рождения царя Давида и Иисуса.

Дом из кедров ливанских — храм царя Соломона в Иерусалиме (Третья книга Царств 5).

Кричать с крыши дома — стремиться оповестить о чем-либо, как можно шире и громче. Дома в древнем Израиле имели плоские крыши, на которых люди собирались для общей беседы, с которых оглашались различные сообщения, «… что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях» (Евангелие от Луки 12: 3). Плоские крыши и сегодня характерны для многих селений Кавказа, где жилища расположены террасами. На таких крышах не только спят в жаркое время и беседуют, но и держат мелкий рогатый скот.

Дом — небесный трон для благословенной жизни. «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14:2).

Дом Божий — святыня, храм (Вторая книга Паралипоменон 5: 14), посвященное божеству место. «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно сие место» это не иное что, как дом Божий, это врата небесные" (Бытие 28: 16—17).

Античность

Домашние божества — в античном Риме — лары, пенаты.

Ad vocem

Дом построенный на песке (без фундамента) — нечто не имеющее будущего, зыбкое и ненадежное во всех отношениях.

Карточный домик — ненадежность, недолговечность.

«Глава дома» — муж, отец, хозяин дома.

Имущество, право на имущество — лат. «pro domo sua», то есть «для собственного дома» (Одна из речей Цицирона так и называлась: «De domo sua», 57 г. до н. э.).

Дом детский, престарелых., культуры, Быта, Торговли и т. д. — современные государственные и частные институции функциональные названия которых соответствуют назначению.

«О польский край святой! Дом укрепленный наш!» (Польский национальный гимн. Текст В. Белзы).

Английская пословица: «Кто живет в стеклянном доме, тот не должен бросаться камнями».

«Мой дом — моя крепость» — один из основных постулатов британского менталитета.

«Пусть человек убог и нищ, но в своей хижине он равен королю. И даже, если это землянка, в которую затекает дождь, но без разрешения хозяина сюда сам король Англии войти не имеет права!» (Из выступления Вильяма Питта в Палате Лордов в Лондоне в 1766 году на тему Закона об Акцизных сборах).

Дом молитвы — храм.

Дом духовности — собрание, сходка верующих.

Дом мудрости, поднятый на семи колоннах.

Астрология

При составлении гороскопов, небосвод представляется кругом, поделенным на двенадцать частей — «домамов». Каждый из них обозначает основные события и дела в человеческой жизни:

супружество, дружба, дети, вражда, богатство, политическая позиция, тяжелая болезнь, смерть…Планеты, проходя через тот, или иной дом, оказывают влияние на проявление такого события, «отменяют» его или отдаляют его наступление.

Северная Америка

Хоган — земляная хижина индейцев навахос (Новая Мексика и Аризона), воспроизводит план космоса: с выходом на восток, с восемью сторонами, воплощающими направления пространства, где каждая балка, каждое бревно соотносятся с элементами гигантского хогана земли и неба. Символ глубинной гармонии человека и мира, напоминание о скрытом пути совершенства, которому человек должен следовать, в жизни.

Вигвам индейцев сиу имеет форму конуса, как и листья священного хлопчатника. Хижина Танца-который-смотрит-на-небо является миром в миниатюре, а огонь, разведенный в ее центре… это Вакан-Танка в мире. 28 столбиков, которые ее окружают, символизируют месячный лунный цикл.

Китай

Традиционный китайский дом, императорский дворец, поселение — имели квадратную основу (Земля) и круглую крышу (Небо), связанную колоннами с их квадратным основанием, соответствующим

восьми направлениям пространства, восьми горам, восьми ветрам, восьми триграммам и т. д.Мезоамерика

Дом (Калли) — знак ацтекского зодиака, ассоциируемый с Западом, традицией и числом 3.

Люди, рожденные под ним, зачастую представляются транжирами, шулерами и подвержены искушению сладострастием. Женщины — злы на язык, неумелы и ленивы.

Дом ацтеков строился вокруг очага, образа и воплощения «Старика Бога», бога огня. Три камня, между которыми разводился огонь, имели священный характер, так как они давали приют мистической силе бога.

Онейрокритика

Дом с его этажами и комнатами — прообраз человека.

Психология

На психическом плане:

фасад олицетворяет persona, роль, социальную функцию маску, принятую в повседневной жизни; спальня связана с интимной жизнью; этажи означают различные части тела и душевные состояния; крыша и верхние этажи соотносятся с головой и сознательными функциями; на чердаке лежат воспоминания молодости; кухня — это место психических трансформаций, один из символов посвящения; подвал олицетворяет бессознательное; уборная означает потребность в освобождении, в порядке. пустые комнаты соответствуют низшей психической функции, которая нуждается в развитии; лестницы являют собой связи между различными уровнями личности.Вариант:крыша и стрехи с чердаком — голову, то есть чувства и разум; кухня — психику; погреб — пуп, живот, низ живота, инстинкты, подсознание…

С конца охотничьего кочевничества ледникового периода символ средоточия существования оседлого человека. Наиболее древние дома (в сегодняшнем смысле), являвшиеся прочным и постоянным местом обитания, раскопаны в Иерихоне (см. Семь) и Чатал-Хююке (Анатолийское высокогорье) и относятся ко времени ок. 6500 г. до н. э. Таким образом, дома появились задолго до возникновения собственно городской культуры, до настоящего животноводства и земледелия. Дом стал точкой кристаллизации в создании различных достижений цивилизации, символом самого человека, нашедшего свое прочное место во Вселенной. Еще до изобретения гончарного производства на Ближнем Востоке сооружались настоящие дома из вы-сушенных на воздухе глиняных кирпичей. В Чатал-Хююке в таких домах были выделены места для совершения культа и погребений (под настилом пола). В речевых оборотах «дом» зачастую обозначает человека («надежный дом», «толковый дом»), его социальное («из хорошего дома») или потомственное, профессиональное происхождение (дом Габсбургов, дом Ротшильдов) и т. п. Церковь является «домом Божьим» (см. Башня), могила «последним или вечным домом» (лат. domus aeterna) вплоть до Страшного суда (см. Конец света). Во многих малоисследованных культурах дом является местом заседаний сословных или групповых советов, совершения празднеств и ритуалов, например мужской дом обрядовых союзов, дом возрастных классов (Тамбаран на Новой Гвинее), или «большой» (общий) дом как символ племенного союза и единства у ирокезов, причем по своей архитектуре такое здание является центром и памятным знаком союзного образования. Дом является важным символом в глубинной психологии, например при толковании сновидений: «Серьезные сны говорят лишь о доме… Что происходит „в доме“ — происходит внутри нас самих. Мы сами часто являемся домом. Конечно, известно, что фрейдовская психология соотносит дом-символ с женщиной, женой, матерью, и притом в некоем сексуальном или акушерском смысле. В сущность дома вложено больше женственно-материнского, чем мужского. И все же каждый сновидец может сам являться благоустроенным, опустившимся, старым или обновленным домом» (Э. Эппли).

Символ семейного благополучия и богатства, локус многих календарных и семейных обрядов. Дом противопоставлен внешнему миру и потому является объектом разнообразных магических ритуалов, совершаемых для его защиты и ограждения от злых сил. В фольклоре и мифологии символами дома выступают матица, очаг, печь, угол.

Организация домашнего пространства повторяет структуру внешнего мира и отчасти отражает структуру семьи. Место в центре обладает наибольшей сакральной значимостью; жилое пространство дома делится по диагонали на две части: угол с печью (очагом) -— левая сторона — образует женское пространство (ср. рус. бабий кут), правая сторона с красным углом — мужское. Элементам, огораживающим дом от «чужого» пространства (крыша, стены), противопоставлены элементы, обеспечивающие его связь с внешним миром — дверь, окна. Очаг, печь — организующий центр дома, символ духовного и материального единства живущих в доме родственников, источник жизни. Особой значимостью обладает порог дома, через который осуществляется контакт с «чужим» пространством.

О наделении дома благополучием, богатством заботились уже при его закладке. В восточном Полесье при строительстве дома на мох, которым был устлан бревенчатый потолок, сверху сеяли овес и присыпали его песком: овес всходил, засыхал, что должно было обеспечить богатство дома. С этой же целью осыпали («осевали») матицу (=дом) зерном и хмелем. У южных и восточных славян было принято горсти зерна, гороха сыпать в углы дома, бросать под потолок, на матицу во время святок, на масленицу, а также в канун Юрьева дня, чтобы защитить богатство дома от ведьмы. Во время жатвы в дом вносили первый и последний снопы, жатвенный венок — символы богатства и изобилия.

При защите дома особое внимание уделяли тем его частям, которые открыты внешнему миру. Закрещивали, окропляли дверь, дверной косяк, порог, окна; там же вешали, укрепляли, втыкали различные предметы-обереги (растения, режущую и колющую утварь, зеркало, подкову и пр.). Охранительный смысл приписывался действиям, совершаемым вокруг дома. Символическое удаление чего-либо из дома способствовало очищению последнего от насекомых, пресмыкающихся, болезней, нечистой силы. Так, в Орловской губ., чтобы вывести из дома блох, девушка или девочка утром в Чистый четверг голой выметала избу и выносила сор на середину дороги.

Приобщение к домашнему пространству символизировали специальные действия. Бабка-повитуха дотрагивалась ножками новорожденного до печки или обходила с ним вокруг очага. Молодая, прежде чем войти в дом мужа, перебрасывала через дом яблоко, свой пояс и др., чтобы ей повиновались как новой хозяйке.

Уход из дома требовал соблюдения особых правил. У восточных славян при отъезде одного из обитателей дома не подметали пол, чтобы не замести след, по которому тот должен вернуться домой.

В Полесье невеста при уходе из родительского дома забирала с собой что-либо живое (курицу, кошку), чтобы иметь потомство в новом доме. На Русском Севере, если вся семья переходит на жительство в новый дом, то из старого символически забирают богатство и приплод скота, приглашая домового на новое место.

Покровителями дома выступают предки, связь с которыми нередко осуществляется через ритуальные трапезы, устраиваемые в пространстве дома: поминальные и календарные, прежде всего святочные. Широко распространено у славян верование, что души умерших возвращаются домой в определенные дни. Печь, порог, углы дома считаются местом пребывания умерших предков (ср. обычай хоронить умерших, особенно детей некрещеных, под порогом (у входа или под полом), закапывать там послед и т. п.). У сербов и болгар опекуном дома считается патрон, святой-покровитель дома и семьи, икону которого сербы клали в фундамент дома. День памяти святого-покровителя праздновали как именины самого дома. (см. «Слава», Курбан).

Благополучие дома и хозяйства зависит также от домовых духов, которые живут в каждом доме под печью или под порогом. У балканских славян покровителем жилого дома, как и любого строения, может выступать дух, происходящий из замурованной при строительстве тени человека или животного, или даже самого живого существа (болг., макед. таласам, таласон и т. п.). Среди представителей животного мира покровителем дома. считается змея, уж (реже — ласка).

————

Закладка дома — начальный этап строительного обряда, призванный обеспечить успех строительства, а также благополучие и процветание хозяев будущего дома.

При выборе строительного материала (как правило, древесины) соблюдался ряд запретов, связанных с видом деревьев, местом их произрастания и временем рубки. К ряду запрещенных для строительства дома деревьев относились так называемые священные и проклятые деревья: осина, ель и сосна, липа. Словаки избегали заготавливать ель и лиственницу, поскольку эти деревья, по поверьям, «притягивали» гром и молнию.

Важным моментом был выбор места для будущего дома. Запрещалось строить жилище на «святых» (церкви, сады и поля), опасных (кладбища, места побоищ), «нечистых» (перекресток, баня, мельница, болото, свалка) местах: это могло привести к болезни, смерти хозяев или др. несчастьям.

Выбор места постройки часто осуществлялся с помощью гадания: посыпали вокруг будущего строения просо или рожь, по четырем углам выбранного места оставляли четыре кучки зерна, четыре куска хлеба, сосуды с водой. Если наутро (через три, девять дней) все останется нетронутым (особенно если хлеб будет целым), то место выбрано удачно, дом простоит долгие годы и в нем будет достаток. Положительным знаком считалось, если наутро под оставленной сковородой была роса или в сосудах с водой вода прибывала, шерсть в горшках становилась отсыревшей либо были обнаружены муравьи.

У русских при выборе места пекли хлебы, один из которых «назначали» на новый дом. Если хлеб удавался, это было хорошим предзнаменованием, если же хлеб распадался или не поднимался, значит, «будет худо».

Особое значение при закладке дома придавалось выбору времени для начала строительства. Русские в Сибири начинали ставить дом в Великий пост (ранней весной). У южных славян старались начать работу в «добрый» час: перед восходом солнца или до полудня, замечая, что «как день растет и развивается, так должен расти и развиваться строящийся дом». В Полесье же закладывали дом после захода солнца, так как боялись сглаза. Часто закладку дома приурочивали к полнолунию или новолунию. Если же начать закладку на ущербе месяца, то дом разрушится.

Фундамент начинали копать с восточной стороны, часто это делал хозяин или самый старший мужчина в доме, который затем бросал мастерам деньги на камни основ, «чтобы они не качались».

При положении основ будущего строения совершали охранительные обряды или зарывали в фундамент предметы-апотропеи: освященные травы, зерно, хлеб, воду, масло, монеты, ладан, кусочки пасхальной свечи или пасхи и веточки ели — от «молнии», чеснок, семена горчицы, ртуть, стекло, «ибо оно не гниет и не разлагается и его боятся нечистые духи».

Во время закладки дома соблюдали запреты: в Полесье не начинали строительство, пока в деревне был непохороненный покойник. К заложенному дому запрещалось подходить посторонним людям, женщине, чтобы она не навредила дому или себе (например, не родила бы потом близнецов, что оценивалось негативно), бесплодным женщине и мужчине. В день закладки из дома ничего никому не давали.

По окончании закладки дома следовало угощение для мастеров или соседей. Для этого случая готовились специальные калачи или пироги из слоеного, «крученого» теста, «чтобы счастье крутилось в доме».

Смотри также:• Матица • Очаг • Печь • Угол • Крыша • Стена • Матица • Дверь • Окно • Порог • Зерно • Закрещивание • Чистый четверг • "Сдава" • Курбан • Домовой • Змея • Уж • Ласка • Осина • Ель • Сосна • Липа • Лиственница

 — SMES — Узенева Е. С., Закладка дома // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002  — SMES — Плотникова А. А., Дом // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002  — Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983 < SMES  — Невская Л. Г. Семантика дома и смежных представлений в погребальном фольклоре // Балто-славянские исследования 1981. М, 1982. С. 106—121 < SMES  — Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) // Труды по знаковым системам. Тарту, 1978. Вып. 10. С. 65-85 < SMES  — Вепес1у1с1оы1с1 О. Пот \у 1гас1ус)1 1и<1о\уе]. \УгоЫа\у, 1992 < SMES

Примечания и комментарии

[править]

www.symbolarium.ru

Древние символы | Дом

Дом как древний символ символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, «наш мир», вселенную, а также возвращение в утробу при инициации, нисхождение во тьму перед возрождением или регенерацией.

Древние символы: Дом

Дом - жилище оседлого человека. Он основателен, рассчитан на долгое время. Материал, используемый в его постройке, должен быть «чистым»: так, не каждое дерево подходило для строительства дома.

Нельзя брать дерево, выросшее на месте храма или захоронения, на развилке дорог («стоеросовое»), дерево с раздваивающимся стволом или со многими наростами. Место, на котором будет стоять дом, особо выбиралось: например, выпускался скот, и дом строился там, где коровы ложились отдыхать.

В хозяйственной жизни оседлого человека центр мира - двор, центр двора - дом, центр, сердце дома - очаг. Дом издревле связывался не только с постройкой, но и гораздо шире - с семьей, с людьми, живущими под одной крышей.

Для того чтобы дом стал жилищем, требовалось соблюсти многочисленные обряды, которые охранили бы людей от несчастий, сделали дом жилым.

Так, при поселении в новый дом сначала впускали «двойника» хозяина: петуха или кошку. Если двойник благополучно ночевал, то можно было вселяться. Если умирал, то требовались особые обряды освящения дома. Петух персонифицировал стихию огня и был оберегом от нечистой силы. Такова же символика «коньков», венчающих крышу.

Дом как древний символ символизировал женщину и был местом женщины (в отличие от поля - мужского, открытого пространства). Каждая часть в доме осмысливалась в понятиях человеческого микрокосма.

Наиболее сакральным местом был центр дома. Им считался очаг, печь. Дом во многих культурах делился на мужскую и женскую половины. Как правило, левая половина была женской, что соответствует, по данным современной психологии, ее (женщины) психофизиологической чувственной доминанте.

Символика дома связана с символикой круга, как женского начала, и квадрата-начала мужского. Центр жилища отмечался особым столбом или деревом-символом Мирового Древа. Ориентировался дом обычно по сторонам света, окна славянских жилищ часто выходили на юг или восток.

Древние символы Дома: Дверь

Символ перехода, объединение и разделение, символическая встреча своего и чужого. Символизирует возможность перехода из одного состояния в другое, вход в новую жизнь, инициацию, приют и защиту Великой Матери. Открытая дверь означает предоставляющуюся возможность и освобождение. Христос говорит: «Я - дверь». Три двери собора или церкви означают веру, надежду и милосердие.

В православном доме на правый угол двери прикрепляют крест накрест свечи. Считается, что магическую силу имеют свечи, принесенные из церкви после вечерней службы в Великий Четверг (четверг на Страстной неделе, последней перед Пасхой).

Двери как древний символ - своего рода контрольно-пропускной пункт здания, первое и наибольшее отверстие стены, укрытия. Атрибутами входа, порога были обереги, стражи, замок,-все, что должно было преградить дорогу злым силам, материальным и нематериальным, внутрь дома и, с другой стороны, защитить дом от потери внутреннего благополучия (чтобы никто не вынес счастья из дома).

С порогом связано большое количество ритуалов, запретов, проверок. Повсеместно считалось, что спотыкаться о порог при входе и выходе нельзя-это может унести счастье из дома.

Замок как древний символ разделяет с другими символами значение закрытости, ограждения, а также огороженного стенами и защищенного города и олицетворяет то, что трудно получить, и испытание духа. Обычно содержит некое сокровище или заключенного в темницу человека, или в нем обитает чудище, злодей, которого надо победить, чтобы получить сокровище или освободить заключенного, символизирующего скрытое, эзотерическое знание или духовную вершину.

Как эмблема известны со времен средневековья. Символизировали безопасность, если они были внесены в герб самим гербовладельцем как самостоятельная эмблема, и означали покорность, если отдавались победителю городами и крепостями и затем вносились в его герб.

Осевой древний символ, включающий в себя власть и возможность все открывать и закрывать, связывать и освобождать. Ключ также означает освобождение, знание, тайны, инициацию.

В христианстве - эмблема святого Петра, стража Врат Небесных, а также атрибут Папы.

Ворота имеют общий символизм с порогом в аспекте входа в новую жизнь, сообщения между мирами, живыми и мертвыми. Ворота олицетворяют защиту Великой Матери.

Ворота и порталы обычно охраняются символическими животными, такими как лев, дракон, быки, собаки, или сказочными животными.

«Узкие Врата» - центральный пункт сообщения между нижним и высшим мирами, проход в «духовной бедности» для инициируемых и мертвых, ведущий к новой жизни. Подобно «игольному ушку», он олицетворяет непространственность души в этом переходе.

Ворота как древний символ ассоциируются с мудростью: короли вершили свой суд у ворот, так как ворота, по-видимому, считались священным местом, обладающим божественной силой.

В христианстве Дева Мария - это Врата Небесные.

Древние символы Дома: Лестница

Означает переход от одного плана бытия к другому, прорыв на другой уровень бытия, сообщение Земли с Небесами в обоих направлениях: восхождение человека и нисхождение божества. Соответственно, лестница как древний символ имеет значение мировой оси, что, в свою очередь, связывает ее с Космическим Древом и столбом.

Этот переход есть также путь в другой мир через смерть. Лестница делает Небо доступным, но она может быть и убрана. Первоначально лестница существовала в Раю, и между Богом и человеком была непрерывная связь, но с грехопадением она была утеряна.

Ступеньки лестницы олицетворяют прибывающую силу человеческого сознания, проходящую через все ступени бытия, а также ступени инициации. Их число колеблется, как правило, от семи до двенадцати.

В ходе инициации человек с каждой ступенькой восходит в знании и реализации, а нисходит в доблести. Две стороны лестницы - это правая и левая колонны или два Райских Древа, соединенных перекладинами.

Как и при всякой инициации, достижение верха сопряжено с опасностями и взбирающийся по ней охвачен двойным чувством: радости и страха. Лестница как древний символ обладает символизмом моста и связана с ритуалами перехода. Подобно мосту, она может иметь острые края.

В христианстве лестница является символом страданий Христа, а также символом Иакова и святого Бенедикта.

Древние символы Дома: Обереги дома

Фасад русской избы украшался деревянной резьбой, изобиловавшей символическими изображениями, имевшими функцию оберегов жилища.

Могущественным ночным вампирам противопоставлялся дневной ход солнца. В грозу и бурю солнечные символы, называемые в народе «громовыми знаками», должны были спасти дом от удара молнии, от пожара, так как они выражают идею ясного дня и безоблачного неба.

Солнечные древние символы располагались в верхней части по контуру торца кровли. Каждый солнечный знак сопровожден скульптурным изображением головы коня. Щипец кровли увенчивает массивный конек, от которого вниз опущено дощатое «полотенце» с солярным знаком.

Три конно-солнечных древних символа фасада избы воспроизводят геоцентрическое представление о движении солнца вокруг земли: левый край- восход, верхняя точка - полдневное солнце в зените, правый край кровли - вечернее заходящее солнце. Солнце показано в ежедневном своем пути по небу на конях.

На причелинах фронтонов русской избы изображались «хляби небесные». В одних вариантах это была идеограмма воды в виде двух переплетающихся струй, в других, более устойчиво, это был мотив женских грудей, создающих характерный волнистый узор. Он восходит к древней символике, уподобляющий воды небесные потокам молока Матери-богини.

Солярные знаки как древний символ никогда не помещались выше «верхней тверди», «хлябей небесных», что полностью соответствует космогоническим представлениям о верхнем небе и движении солнца в его размеренном пути по среднему небу.

На полотенцах, изображающих утреннее и вечернее светило, знаки земли могут быть выше солнца: оно еще не взошло. Чаще всего земля изображалась перекрещенным квадратом, как символ плодородия.

Полдневное солнце часто изображалось двойным - как древний символ летнего солнцестояния. Земля или вовсе не изображалась, или использовался маленький символ земли между двумя бегущими сонцами, и он оказывался всесторонне освещенным.

Древние символы Дома: Окно

Символ солнца, окна дома. Отношение к окнам соответствовало поговорке «Береги, как зеницу ока». В древности окно, узкая щель, очень незначительная по сравнению с площадью стены, служила для освещения комнат в очень незначительной степени.

Только в святилищах, окна которых ориентировались на юг или восток, какое-то время было достаточно светло и не требовалось дополнительного освещения. Но окна имели значение «наблюдательного пункта».

С другой стороны, окна как древний символ были самым уязвимым местом, через которое могли проникнуть чужие глаза, через которое зло магического свойства могло войти в дом. Поэтому окно издревле окружалось оберегами: наличники русских изб изобиловали солярной символикой, призванной отгонять оборотней и «дурной глаз», ассоциировавшийся с «глазами ночи».

Через окно смотрят, но не выходят. Прохождение через окно считалось дурным знаком: влетавшая в окно птица предвещала болезнь или смерть кого-то из родных.

Стояние под окном - символ нищенствования (вариант - святости). Принято было подавать через окно: это означало благость или откуп. Дополнительный оттенок к этому - стояние влюбленного под окном как прошение подаяния (явления в окне девушки).

Место возле окна - традиционно место женских или девичьих рукоделий. «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком». Место женского любопытства и зазывания жениха. Так же это связано с калядованием под окнами: через окно калядующих, как дарящих, отдаривали, откупались.

С другой стороны, сидение у окна в комнате символизировало девушку - невесту или женщину. Девушка сначала сидела за рукоделием подле окна, не выходя из дому и даже не выглядывая на улицу. Но, становясь девицей на выданье, она меняла поведение и то и дело выглядывала в окно, как рыбак, закидывающий удочку с наживкой.

Оконый проем как древний символ - глазок для чужих людей и сторонних злых сил. Поэтому он, как и фасад дома, украшался «хлябями небесными», солярными знаками, а часто над этой композицией помещались две стилизованные женские фигуры со значками ростков (символ беременности)-отголосок культа двух Богинь-рожаниц.

В другом варианте наличники окон украшались зооморфными фигурками и одной возвышающейся над ними женской фигурой, символизировавшей Макошь - богиню урожая, покровительницу домашнего женского дела и ткачества.

Иногда на окнах делали наличники-теремки. Они являлись оберегами и были наполнены космогонической символикой, сходной с символикой «напрестольной сени», которая изображала Вселенную и ставилась на алтарь.

Древние символы Дома: Печь

Главный оберег дома. Печь - древний символ родного дома, символ матери. У печи давали клятвы, у печного столба составляли договоры. Символизирует женскую преображающую силу, чрево и рождение.

Означает средоточие, внутренний духовный центр, перенос духа огнем. Центр дома, власть женщины, огонь в его земном и женском аспекте. Но огонь может принимать мужской аспект вкупе с женственной землей. Означает также тепло, обеспечение пищей.

Очаг как древний символ священен, он объединяет живущих в одном доме как «людей одного огня». Связующее звено в трехчленном Космосе между небом (солнцем), жизнью и предками. Огонь нельзя оскорблять: лить воду в очаг, плевать в него, перепрыгивать через огонь, касаться огня острыми предметами, кидать в него грязь и мусор. Это оскорбляет дух домашнего очага.

Столб дыма, поднимающийся из отверстия в крыше храма, дома, вигвама или юрты, символизирует мировую ось, спасительную тропу из времени и пространства в вечность и безграничность. Это временное и пространственное протяжение, сочетание воздуха и огня, восходящая молитва. Приглашение присутствовать, адресованное божеству; может означать также, возносящуюся душу, очищенную огнем. В христианской традиции дым как древний символ считается намеком на кратковременность жизни, на тщету славы, злобы или гнева.

Любое отверстие в крыше храма, шатра, вигвама и т. п. представляет собой проход для перемещения «на небеса» (солярные ворота), от временного к вечному, от пространства к безграничности. Санта Клаус приходит к детям через дымоход, принося дары прямо с неба, и поэтому не пользуется земной калиткой или дверью.

Древние символы Дома: Порог

Первоначально жилище - это укрытие в пещере с очагом. Разрешение войти в жилище - символ признания своим. До сих пор сохраняются обряды, связанные с переходом из статуса «чужого» в статус «своего».

Это встреча гостя, прием в дом невесты, встреча мужа после работы. На Руси не принято было спрашивать гостя, странника о цели приезда трое суток. Приходящий человек имел право на хлеб и кров. «Гость - бог в доме», - говорили наши предки.

Дверь как древний символ олицетворяет проход от обыденного к сакральному, от внешнего профанного пространства к внутреннему сакральному пространству, вхождение в новый мир.

Как граничный древний символ означает место встречи естественного и сверхъестественного, что ритуально определяется в церемонии «разрушения границ», заново определяющей пространственную структуру космоса, так же, как новогодние церемонии заново определяют структуру времени.

Тонуть в воде, войти в темный лес или в дверь в стене - это пороговые символы вхождения в опасную неизвестность.

Стражи порога, которых должно преодолеть перед тем, как идущий попадет в священное место,-это драконы, змеи, чудовища, собаки, люди-скорпионы, львы и т. п.

В физической и духовной реальности стражи препятствуют идущему зайти слишком далеко, идти слишком быстро, встретить или увидеть больше, чем он способен вынести в оккультном или эзотерическом знании.

Перед порогом молились. Не здоровались через порог. Сидеть на пороге не разрешали. На свадьбе приход жениха обыгрывался как «взламывание» двери: символическое вхождение в женщину.

На славянской свадьбе посыпают зерном жениха и невесту в каждом случае перехода через порог: во время входа и выхода из ворот, при входе и выходе в церковь, в пути, во время прохождения свадебного поезда по опасным участкам пути.

Аналогичное этому символическое значение порога использовалось и при родовспоможении, когда повивальная бабка «раскрывала пути младенцу», развязывала все узлы в доме, снимала с женщины все кольца и ленты и проводила ее трижды через порог. С этим связана символика родов: дитя - это путник, дом - утроба матери, а сам акт рождения - поезд.

Входы различались по функциям. Парадный подъезд, парадный вход как древний символ, всегда отличался размерами, отделкой, через него должны были проходить (выдержав испытание на соответствие дому) гости. Черный вход служил для хозяйственных нужд, через него можно было проникнуть в дом незаметно, фактически второй вход изначально был потайным.

Древние символы Дома: Стена

Символ порога. Проход из внешнего профанного пространства ко внутреннему священному. Символизирует также священное закрытое пространство, являясь одновременно и защитой, и ограничением. Городские стены, «Великий Круг», символизируют замкнутое пространство, дающее укрытие, женское начало.

Это символ центра и утробы. Круглые стены как древний символ часто ассоциируются с защитой магического круга. «Великая Стена» отделяет Космос от внешней тьмы. Огненная стена символизирует как инициацию, так и магическую защиту. Четыре стены священного здания прямоугольной формы смотрят на четыре небесные стороны.

Самое почетное, важное место в доме: тут стоял стол, лежали освященные книги, висели образа. Главную диагональ дома образовывали красный угол и печь. Красный угол как древний символ был частью выражения троичности мира: кроме него - печь и порог. Неугодного гостя выпроваживали по этой диагонали: «Вот те Бог, а вот порог!»

Убежище, защита, охранительный аспект женского начала.

Древние символы Дома: Баня

Бани считаются местами нечистыми, потому что нечистая сила в них селится, но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. С крестом в баню не идут; его снимают и оставляют в домах. То же самое, кстати, делают и женщины перед мытьем полов.

Все вообще, из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки, ушаты, шайки, ковши в банях.

Пить в бане воды, приготовленной для мытья, хотя бы она была чистая, - нельзя. Также и вода в рукомойниках считается нечистою, и ею нельзя даже выполоскать посуду, не то что пить.

Если есть охота увидеть черта или другую нежить в бане, надо зайти туда в ночное время и, заступив одной нотою за порог, скинуть с шеи крест и положить его, под пятку.

Древние символы Дома: Стол

Является древним символом так называемого «культурного горизонта». Стол-престол дома. Гостей усаживали за стол. Выше стола нельзя было поднимать веник. Стол был одним из звеньев вертикального восприятия троичности мира: пол-стол - потолок.

Над столом молитвой освящалась пища, за столом поминали ушедших родственников. Пространство стола было организовано так же, как пространство дома: поговорка «Хлеб- всему голова» указывает на центр стола как на самое священное, главное место. Стол как древний символ иерархичен. Центральное место за столом занимал хозяин дома. По правую руку от него - место для почетных гостей. Жена и дети располагались слева, по старшинству.

Древние символы Дома: орудия труда

Атрибут Великой Матери, а также лунных богинь и ткачих судьбы в их ужасном воплощении. Все богини судьбы - прядильщицы и ткачихи. Они изображаются в утроенном лунном облике или в группах по трое как символы рождения, жизни и смерти; прошлого, настоящего, будущего и т. п.

Две из них, как правило, благосклонны к человеку и оказывают ему помощь, а одна-зла и жестока, именно она разрывает нить жизни. Вращение веретена символизирует движение вселенной, прядение и ткачество - женское начало в ведении человеческой судьбы, а также завесу, через которую мир предстает в иллюзорном свете.

Древний символ космической оси. Означает связь( узы), судьбу и необходимость. В христианстве гвозди символизируют страдания Христа и считаются атрибутами св. Елены и Бернарда Клервосского.

Древний символ смерти, времени, пресечения жизни. Коса также символизирует урожай, подразумевающий, в свою очередь, смерть и возрождение, деструктивную и творческую силу Великой Матери. Форма косы символизирует соединение прямого и режущего мужского начала с изогнутым и собирающим в снопец началом женским.

Формирующая мужская сила, атрибут богов грома. Как ударяющий и сокрушающий молот представляет собой древни символ правосудия и возмездия. В христианстве - символ страданий Христа.

Символизирует нить жизни, человеческую судьбу, которая прядется и ткется волшебными силами; единение, последовательность, то, что связывает вселенную воедино, и из чего соткана вселенная; солнце, от которого «зависит» все сущее и с которым нитями связано все живое. Символика соединяющей нити присуща как макрокосму, так и событиям жизни отдельного человека. Одна из наиболее употребимых форм символики нити как нити мира - это бусы, четки и гирлянды.

www.starfate.ru

Дом символ

Дом символ самого важного в жизни — семейной трапезы и совместного отдыха. Двери и окна — общеупотребительные метафоры. Их можно открывать, как открываются двери разума, а потому необходимо защищать от зла. Даже ключи — важный символ: ключевой факт нередко помогает решить проблему. Еще ключи — символ власти, особенно папской: ключи от рая, данные святому Петру, символизируют связь между небом и землей.

Китайский чайный домик с изогнутой крышей.

В Англии орнаменты на крыше отгоняют или отвлекают ведьм, защищая от них дом и его обитателей.

Для защиты дома тоже используется множество символов. Изогнутые крыши, сложные углы, извилистые дорожки и красные двери китайских домов оберегают обитателей от демонов, которые летают только по прямой. Балки традиционно украшают керамическими изображениями животных-защитников.

Традиционные английские соломенные крыши украшают орнаментами — например, фазанами и лисами, которые отпугивают ведьм. По другой версии ведьмы останавливаются поиграть с украшениями и не причиняют вреда. Современные орнаменты имеют форму самолетов, рыб и драконов. Еще на дверь или притолоку часто прибивают подкову, чтобы поймать в ее дугу дьявола. Заодно подковы приносят удачу, но для этого их надо крепить концами вверх, иначе удача «выпадет». Шотландцы для защиты дома выращивают у дверей рябину. Молодило (очиток) — тоже растение-защитник. Карл Великий приказал сажать его на каждой крыше, чтобы уберечься от ведьм, пожаров и молний.

Камины и трубы считались опасными участками дома, поэтому на каминную полку традиционно ставили защитные предметы, например, статуэтки собак.

Камины и трубы — особенно опасные зоны. На каминной полке обычно размещают часы (символ солнца), семейные фотографии (предки-защитники) и зеркала, потому что демоны боятся блеска. Зеркала отражают зло, дают защиту, приносят в дом красоту и жизненную энергию. Валлийские шахтеры обычно ставили на камин фигурки спаниелей короля Карла, которые были традиционным свадебным подарком и одновременно защищали домашний очаг и охраняли шахтеров в их опасной профессии. У собак на шее висел замок на цепи — символы безопасности.

Снаружи и внутри домов по всему миру можно увидеть символы статуса. На домах знати, расположенных вдоль Рингштрассе в Вене (Австрия), это геральдические знаки семьи, свидетельствующие о ее месте в обществе. Доходные дома украшены, как правило, ничего не значащими символами, потому что их временным жильцам нечего демонстрировать. 

Ткани, вышивка и лоскутные одеяла

Символы нередко вышивают на одежде и тканых предметах обихода.

В Китае очень сложная символика. Белый журавль — символ высокой должности. Он смотрит на солнце, что означает верность императору. Драконы с языками пламени говорят о сверхъестественной природе и благожелательности. Определенные рисунки с драконами означали верность. Бабочки символизируют супружеское счастье, а розовые летучие мыши (обычно в группах по пять) — долгую жизнь, богатство, спокойствие, любовь к добродетели и счастливую смерть.

Часто встречаются также птицы, цветы и фрукты.

Солнце, луна и созвездия — сходные символы, связанные с придворными одеяниями. Четыре времени года обозначаются весенним пионом, летним лотосом, осенней хризантемой и цветами плодовых деревьев (вишни, персика и миндаля) или маками для зимы. Встречаются также символы даосизма (флейты, мечи и барабаны) и буддизма (балдахины, зонты, изображения чакр).

Лоскутные одеяла Лоскутные одеяла тоже нередко обладают символикой. На самом простом уровне лоскутные одеяла, сшитые из старой одежды без попытки составить узор, напоминают о тех, кто носил эту одежду.

Иногда на лоскутных одеялах собирают семейную или национальную историю — таковы лоскутные одеяла, посвященные Гражданской войне в США, патриотизму или Большой печати. На первых афроамериканских лоскутных одеялах встречаются узоры африканских тканей, а на более поздних — карты «подземной железной дороги» XIX века, по которой рабы бежали из южных штатов на север.

Довольно интересные сюжеты встречаются и на современных одеялах (например, розовый символ кампании против рака груди). «Мемориальное лоскутное одеяло СПИДа» было начато в 1987 году в Сан-Франциско — как памятник людям, которые не получили нормальных похорон из-за боязни заражения. Это одеяло огромно, и каждый его кусочек несет соответствующие символы в память об ушедших.

Китайский вышитый дракон -символ благожелательности.

Подпись Елизаветы

15 ООО кусочков «Мемориального лоскутного одеяла СПИДа», выложенные в Национальном парке в Вашингтоне (США).

В Восточной Индии лоскутные одеяла часто рассказывают о домашней жизни. Сейчас на них изображают не только традиционные аспекты деревенского быта, но и помещают призывы прекратить убийства новорожденных девочек, домашнее и политическое насилие, отменить приданое, расширить женское образование.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

⌂ - Дом (U+2302) символ, знак, значок, иконка, html: ⌂ - Разнообразные технические символы

U+2302

Сохранить

Начертание этого символа в разных шрифтах

Ваш браузер

Описание символа

Извините, пока нет подробной информации.

Кодировка

Кодировка hex dec (bytes) dec binary

UTF-8E2 8C 82226 140 1301484710611100010 10001100 10000010

UTF-16BE23 0235 2896200100011 00000010

UTF-16LE02 232 3554700000010 00100011

UTF-32BE00 00 23 020 0 35 2896200000000 00000000 00100011 00000010

UTF-32LE02 23 00 002 35 0 03584819200000010 00100011 00000000 00000000

unicode-table.com

7 идеальных символов: привлекаем достаток в дом

Энергетическая коррекция своего дома или квартиры будет считаться не завершённой, если не добавить в неё символы богатства. Позитивные утверждения положительного влияния символов на наше благосостояние порой подталкивают нас к тому, чтобы приобрести их для дома. Прежде всего, выбирая денежные символы, следует ориентироваться не на модные веяния и рекламу, а прислушаться к себе, своему внутреннему голосу.

Символы богатства и обеспеченности по фэн-шуй

Наверняка у каждой из вас дома есть символы, привлекающие в ваш очаг достаток и благополучие. Благодаря им деньги в один момент увеличиваются, а такие понятия, как «фортуна», выигрыш, новые источники дохода прочно закрепляются в семье. Наиболее распространенные и популярные символы — это различные монеты, купюры, оберег на бизнес, магические денежные сувениры.

Растения по фэн-шуй

Так, чтобы процесс изменения финансовой ситуации улучшался в лучшую сторону — в обстановку дома, специалисты по фэн-шуй, советуют включать восточные символы богатства.

Для того чтобы использовать фэн-шуй правильно — надо иметь компас для определения сторон света: юг, запад, север, восток или, в крайнем случае, определить их по солнцу, чтобы безошибочно расположить символы дома.

Например, на юге и юго-востоке специалисты рекомендуют поставить растения, которые многие называют «денежные деревья» — это сукуленты. Но чтобы изменить жизнь и достаток потребуется время: недели, месяцы. А растения — живые организмы, они требуют от нас заботы и ухода, не забывайте об этом.

Зеркала в доме

Зеркала сопровождают нашу жизнь в целом. В частности из-за того, что обладают свойством отражать и удваивать всё, что в них отражается. Не стоит ждать, что мир начнёт меняться вокруг вас сам по себе. Желательно чтобы в зеркалах отражалось что-то красивое и при этом символизирующее богатство. Например, аквариум, фонтан, денежное дерево или картины, которые, в свою очередь, притягивают богатство.

Стоит помнить, что зеркало можно вешать не везде. Например, нельзя напротив входной двери, кровати, туалета. Специалисты по фэн-шуй называют идеальным местом для зеркала — это перед обеденным столом. Еда символизирует достаток. В результате количество денег будет увеличиваться. Важно, содержать зеркала в чистоте, а треснувшие и повреждённые сразу выносить из дома. Прочитайте, как расположить зеркало в доме по фен-шуй и улучшить материальное благополучие.

Подвески и колокольчики

Эти музыкальные подвески уже прочно обосновались в 90% квартир, так как служат для привлечения материального достатка. Важно правильно выбрать место для их расположения в доме и в соответствии со сторонами света. Так для южной и восточной стороны дома — используют деревянные подвески и колокольчики, а для северной и западной — металлические, на юге и юго-западе — керамические.

Аквариумы

Психика человека до сих пор остаётся загадочной и непознанной вселенной. Достаточно вспомнить, как в течение дня вы реагируете на те или иные события при этом восклицая Ужас! Кошмар! Или наоборот. Красота! Следовательно, наши эмоции, мысли и чувства моделируют нашу жизнь в целом. Аквариум — это не только способ привлечения богатства, так как вода — символ денег, а ещё служит для получения положительных эмоций и разрядки.

Единственное, подбирайте размер аквариума, исходя из размеров комнаты. Помните, что большие размеры, наоборот, могут ухудшить материальное состояние семьи. Размещать следует аквариум на южной или восточной стороне дома, в углу комнаты.

Аквариум требует постоянного ухода и заботы о рыбках. Чем больше вы о них будете заботиться, тем благосклоннее будет к вам фортуна. Хорошо, если вы запустите нечётное количество рыбок, при этом одна из них будет непременно золотой.

Фонтаны

Сегодня в продаже огромный выбор фонтанов для дома. Потому желательно при покупке фонтана прислушиваться к своему внутреннему голосу. Замечательно, если фонтан вызывает у вас ощущение чистого источника. Размещать его стоит в южной или северной части дома, в гостиных, чтобы он всегда был у вас на виду.

Картины

Если вы собрались повесить на стену картину для привлечения благополучия, то следует выбрать её, исходя из того, что изображено на ней. Так, рекомендуется приобретать для дома картины с изображением фонтанов, водопадов, пейзажей, ярких цветов, деревьев. Подобные картины привлекают деньги.

Красный кошелёк

Специалисты по фэн-шуй считают, что красный кошелёк привлекает деньги, потому что активизирует энергию. При этом желательно, чтобы деньги в кошельке лежали аккуратно сложенные, располагались по возрастающей, от более мелких к более крупным купюрам. Между прочим в кошелёк можно положить палочку корицы или капнуть масло мяты — это тоже привлекает деньги.

Существует огромное количество и других символов, например, ветряная мельница, копилки, денежные деревья, магниты, которые можно встретить в магазине или сделать своими руками. Главное, чтобы предмет соответствовал господствующей стихии и был вам по душе.

women-tusovka.ru

значение символов Д

дверь, дворец, дева, дельфин, деньги, дерево, дионис, диск, дождь, долина, дом, драгоценные камни, дракон, дуб

Дорогие друзья, при выборе названия и логотипа фирмы важно помнить, что многие предметы, явления, сюжеты имеют символическое значение. Надеюсь, эти страницы, поясняющие значения символов, помогут вам сделать правильный выбор. Информация будет пополняться. С уважением, Ксения Балуева.

 

ДВЕРЬ

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Символ границы, перехода, вступление в новое пространство существования. Граница, через которую могут проникнуть силы хаоса в дом. Женский символ.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДВОРЕЦ

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Символ модели универсума. Образ центра мира, единства пространства и времени. Образ неба, высших ценностей. Цель пути героя.

 

 

 

 

 ДЕВА 

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Женское начало .Символ души, беспорочности, невинности. Образ высших ценностей духовного порядка. Носитель мудрости.

 

 

 

 

 

 

ДЕЛЬФИН

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Символ морской стихии, радости, благородства. Царь рыб. Носитель душ умерших на острова блаженных. Спаситель утопающих. Этот образ связан с образом Христа – спасителя мира. Дельфин и якорь  - «спеши медленно».

 

 

 

 

 

ДЕНЬГИ

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Металлические монеты – способность аккумулировать энергию и силу. Клады, сокровища – символ вечных ценностей, воплощение удачи, счастья, благополучия. Негативное значение денег: материальные ценности, как противовес духовному. В средние века символ зла, изобретение дьявола, царство сатаны. Расточение денег – знак доблести, благородства, в тоже время, утверждение собственной власти, превосходства. Сегодня символ власти и силы, мерило ценности.

 

 

 

 

 

ДЕРЕВО

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Плодородие, процветание, изобилие. Символ жизни в различных ее проявлениях. Образ бессмертия. Тождество макрокосма и микрокосма. Символ человеческого рода. Древо жизни. Древо познания. Процесс распространения жизненного начала. Олицетворяет 4 стадии существования: рождение, рост, увядание, смерть. Идея бессмертия всех форм существования. Перевернутое дерево – символ веры и познания.

 

 

 

 

ДИОНИС

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Божество виноделия, плодородия. Дионис освобождает от мирских забот. Кровь Диониса – животворные соки природы. Плющ, виноград – символы Диониса, его животные : змея, козел, пантера, бык. Дионис – символ темных сил, хаоса.

 

 

 

 

ДИСК

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Диск – символ неба и  солнца. В Египте солнечный диск – это тело бога солнца  Ра. Распространенный  древний символ – крылатый диск  -  символ верховного божества Аккада, божественный огонь, созидательная сила, дающий жизнь.

 

 

 

 

ДОЖДЬ

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Дождь – символика оплодотворения, соития земли и неба, благотворное влияние  неба, духа на материю.  Как образ духа имеет общность со светом. В Библии  дождь – символ божественной благости, но ливень – символ гнева Бога.

 

 

 

ДОЛИНА

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Долина – символ плодородия и жизни, место обитания людей ( пастухов, земледельцев), взращивающих жизнь. Долина – образ покоя и стабильности, пространство для материальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОМ

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Дом – обитель человека, освоенное  место. Дом – символ космоса как упорядоченного пространства. Дом – тождество роду, храму ( с алтарем для домашнего культа). Дом отождествляется с организмом человека( крыша – голова, окна – глаза, очаг – сердце). Дом  - символ  женского начала, материнского лона, хранилище мудрости рода, традиции. Порог дома – переход из  внутреннего ,освоенного пространства в мир неупорядоченный, враждебный.

 

 

 

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Драгоценные камни – символ твердости, нетленности, духовной истины, высшего знания. Образ знаний,  которые достигаются упорными занятиями, (подобно красоте драгоценных камней, которая открывается в процессе трудоемкой работы). Символ испытаний на пути стремления к высшему знанию.В Китае нефрит – образ ян, воплощение неба. Изумруд – целомудрие, весна, тайное знание. Бирюза – обновление, средоточие жизненной силы тибетцев. Сапфир – радость, добродетель, небо. Рубин- любовь, страсть, жизненная сила. Янтарь – энергия солнца. Аметист – душевное спокойствие, скромность, целебная сила, в католической традиции камень епископов. Зеленая яшма  охраняет от яда и делает невидимым. Древние халдеи разработали систему соответствия драгоценных камней семи планетам:  сапфир  -  Сатурн,  гиацинт  – Юпитер, алмаз  – Солнце,  рубин  –  Марс,  изумруд -  Венера, агат  –  Меркурий,  селенит  –  Луна.Основание стены Иерусалима украшали 12 драгоценных камней. Камни распределялись средневековой символикой между 12 апостолами: Петру  яспис, Андрею сапфир, Иакову Старшему халцедон, Иоанну изумруд, Филиппу сардоникс, Варфоломею сердолик, Матфею хризолит, Фоме берилл, Иакову Алфееву топаз, Фадею хризопраз, Матфею аметист.

 

ДРАКОН

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Плиний говорит о целебных свойствах дракона – снадобье из хвоста и головы делает человека непобедимым. Изображение  трехглавого дракона есть  на щитах Агамемнона, скандинавских пиратов, на знаменах  саксонских королей  ( возможно, для устрашения врагов). В германской мифологии  дракон – страж сокровищ, в античной традиции символ хаоса, противоположность упорядоченного мира. В гностицизме  дракон – символ  циклических процессов, в христианстве – воплощение дьявола, зла материи. На Руси Змей Горыныч – порождение ада. В Китае  дракон образ света, активности, начала ян, силы и величия. Иероглиф, обозначающий дракона передает понятие энергии, ума, силы. Дракон – посредник между двуми мирами – земным и небесным, символ императора, мудреца, благодетелного дождя.В большинстве легенд  дракон -  изначальное зло. Победивший его стоновится героем.

ДУБ

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Дуб – символ долголетия и прочности, твердости и силы. Царь леса. Палица из дуба атрибут божеств, символизирующий твердость власти. В военных эмблемах используется гирлянда из дубовых листьев. Культ дуба существовал у этрусков, римлян, славян, германцев, скандинавов. Существовали священные дубовые рощи. У евреев дуб – священное , вечно-живущее  дерево.Дуб- символ мужского начала. Венок из дубовых листьев символизирует мощь и величие.

 

 

 

logotipka.ru

Дом как символ

Дом с окончанием относящегося к ледниковому периоду охотничьего кочевого образа жизни является символом существующей середины для оседлых людей, рассчитывающих на космически ориентированные правила, с помощью которых определяется место стоянки (как при закладке городов). Древнейшие из известных домов, являвшиеся в современном смысле прочными и длительно пригодными жилищами, были раскопаны в Иерихоне (см. Семь) и Сятал Гюйюке (анатолийское высокогорье). Время их постройки относится к 6500 г. до н.э., что было задолго до возникновения собственно городских культур, как и до развития истинного животноводства и собственно земледелия.Дом был пунктом кристаллизации для оформления различных цивилизационных достижений, символом самого человека, находящего здесь прочное место в космосе. Еще до открытия гончарного дела на Ближнем Востоке возникали настоящие дома из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В Сятал Гюйюке они встречаются в культовых местах и на кладбищах.В разговорной практике «дом» часто характеризует человека («веселый дом», «ученый дом») и его род («из хорошего дома») либо родовую группу (дом Габсбургов, дом Ротшильдов). Церковь является Божьим домом (см. Башня). Могила — «последний» либо «вечный дом» (лат. «Домус этерна») до Страшного суда. В некоторых культурах дом — это место встреч для общих совещаний, праздников и дней скорби. Возможно, мужской дом ритуальных связей и возрастных классов (Тамбаран в Новой Гвинее) либо длинный дом служили символами ирокезских родовых связей, причем форма строения становилась олицетворением общества (Годеносиане, народ из длинного дома) и была признаком объединения.Для психологии подсознания дом является важным символом, возможно, как в мечте: «Важные сны говорят просто о доме... Что происходит «в доме», то творится и у нас внутри. Фрейдистская психология приписывала символический дом матери и женщине в половом либо «рождающем» смысле. В образе дома также заложено больше женски-материнского, нежели мужского. В связи с этим каждый сновидец может сам стать олицетворением приведенного в порядок либо в упадке, старого или нового дома из своего сна» (Аеппли).

 

 

 

 

ДОМ символ

ДОМ символ

ДОМ символ

ДОМ символ

ДОМ символ

1

2

3

4