ТОП 12 от ДОМЛИТ     3 -10.06.2020
gallery/Antoni_gaudi

Эдён Лехнер (венг. Odon Lechner, родился 27 августа 1854, Пешт; умер - 10 июня 1914, Будапешт) - венгерский архитектор.

Учился в Политехническом институте в Будапеште, Академии художеств в Берлине, в учебных заведениях Франции и Англии. С 1868 года работал в Будапеште и других городах Австро-Венгрии - Братиславе, Зренянине, Кечкемете.

Раннее творчество - в духе эклектики, позднее стал ярчайшим представителем венгерского модерна. Лехнер старался выразить языком архитектуры венгерский национальный характер. Одним из первых применил в Венгрии бетон и сталь.

• Музей прикладного искусства в Будапеште (1893-1896 гг.).
• Институт геологии в Будапеште (1898-1899 гг.).
• Здание почтамта-сберкассы в Будапеште (1899-1902 гг.).
• Католическая гимназия на Грёсллинговой улице в Братиславе (1906-1908 гг.).
• Костёл Святой Елизаветы в Братиславе (1907-1913 гг.).

 

 

Аннотация к книге "Стиль модерн в архитектуре"

Книга содержит полное изложение истории стиля модерн в европейской архитектуре. В соответствии с замыслом автора материал рассматривается в хронологическом порядке и охватывает основные страны Центральной Европы. Отдельная глава посвящена развитию модерна в России.

Владимир Григорьевич Лисовский — известный петербургский историк искусства, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, специалист по зарубежной архитектуре Нового времени. В книге "Стиль модерн в архитектуре" со всей тщательностью и полнотой собраны материалы о европейском и русском модерне. Книга содержит богатый иллюстративный материал и подробный историко-культурный контекст.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/399470/

 

gallery/274px-Lechner_ödön_Strelisky
gallery/origin_4_a1919d44d13ec6f038f5fb9861115045
СЧИТАЕМ
об архитектуре
ПОМНИМ
ДЕНь в архитектуре
 
 
Июнь
1  2  3  4  5
6  7  8  9  10  11  12
13  14  15  16 17  18  19 
20  21  22 
23 24  25  26 
27  28  29 30 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

gallery/в1
gallery/в1

 

АРХИТЕКТОРЫ июня

1 июня

______________________________________

2 июня

______________________________________

3 июня

______________________________________

4 июня 

______________________________________

5 июня  .

__________________________

6 июня  

______________________________________

7 июня

______________________________________

8 июня 

 

Райт Фрэнк Ллойд теоретик архитектуры, архитектор модерна

Ушаков Пётр Анисимович архитектор Москвы

Фишель Товий Лазаревич архитектор Одессы

Баллю Теодор - архитектор Парижа.

______________________________________

9 июня

 

Сыркин Михаил Маркович архитектор Киева

Нестурх Фёдор Павлович - архитектор Одессы.

Сафарян Самвел Аракелович - архитектор Армении, академик Академии архитектуры СССР

______________________________________

10 июня

 

Бальтар Виктор
офицер ордена Почётного легиона, архитектор Парижа

Аплаксин Андрей Петрович архитектор Российской империи

Шульце-Наумбург Пауль архитектор Германии

______________________________________

11 июня

______________________________________

 

 

Зодчество было главной летописью человечества.

 

 

 

ТЕМА  ГОДА МОДЕРНА 2020

 

"ВИТРАЖИ"

ФОРМУЛА ОТКРЫТОГО И СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОГО СЕРДЦА

 

 

Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т (также Анто́нио; кат. Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet [ənˈtɔni ɣəu̯ˈði i kuɾˈnɛt], исп. Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet; 25 июня 1852, Реус, Каталония — 10 июня 1926, Барселона) — испанский архитектор, большинство проектов которого, включая самую масштабную его постройку, храм Святого Семейства, возведено в Барселоне.

 

 – испанский архитектор, оригинальный, загадочный художник. Его называли «гением модерна». Родом из Каталонии, работал в Барселоне и неподалеку от нее. Гауди, возможно, был самым фантастическим и дорогостоящим архитектором всех времен. Он создал настолько невероятный, фантасмагоричёский стиль, что его с трудом можно отнести даже к Ар Нуво. Гауди - самое блистательное исключение из искусства Модерна и, вместе с тем, по существу, один из самых ярких его выразителей. Он впитал в себя и крайне мистическую, родную ему, «каталонскую готику» и все национальные испанские стили: мудехар, исабеллино, платереск, чурригереско. Гауди стал признанным лидером испанских архитекторов национально-романтического течения Модерна, объединенных термином «каталонский модернизм». Его считают своим примитивисты, экспрессионисты, сюрреалисты и дадаисты. Гауди работал без инженеров-проектировщиков, интуитивно, как средневековый мастер-ремесленник, часто импровизируя на месте или рисуя на доске своим помощникам то, что он хочет сделать, и на строительной площадке ему приходилось прикладывать немало усилий, чтобы обеспечить реализацию своих невероятных замыслов. Его здания «вырастали» органически, как природные формы, они не строились, а «возникали»... Конструкция незаметно переходила в скульптурное изображение, которое тут же могло стать живописью, мозаикой, цветопластикой, чтобы потом обратно перерасти в некое органо-конструктивное образование. Гауди - типично каталонский мастер. Его органичная архитектура населена причудливыми существами, фигурами людей и животных, усеяна цветами и деревьями из камня, со стенами, извивающимися как змеи и крышами с гребнями, похожими на спящего каталонского дракона. М. Рагон называл Гауди «поэтом камня», «одержимым». Многие считали его гениальным художником, скульптором, но не архитектором. В его зданиях нет ни одного прямого угла, что весьма необычно для архитектуры, но типично для искусства Модерна. Важная роль в «стиле Гауди» отводилась фактуре и цвету, для чего применялись облицовка битым керамическим черепком, разноцветными кусками стекла или даже, как в «доме Батлло», навершия из стеклянных шаров с заполнением их окрашенным песком, а то и стеклянные колокольчики разных цветов, звенящие на ветру. Постройки Гауди всегда необычны. У него своя геометрия формообразования: мир парабол, гиперболоидов, геликоидов. Гауди знал, что эти необычные, но строгие с математической точки зрения формы, рационально выстраиваемые, встречаются в природе. Именно в этом, как утверждал сам Гауди, он следовал традициям.

Готики, византийского искусства, стиля мудехар и Барокко. Его индивидуальный стиль в своей парадоксальной эклектичности граничит с безвкусием, модернизмом и китчем: «Все в его работе кричит о полнейшем безразличии к стилю... У него вообще нет вкуса: по крайней мере, современному глазу варваризмы стилистических коллажей мастера во всех его работах кажутся вопиющими... Достаточно одного взгляда на фасады Саграда Фамилия, чтобы заметить: при формальном соответствии доктрине от всего так и веет ересью. В этой архитектуре... больше карнавальной мистерии... гимна природе... Магии здесь больше, чем религии, и архаический эпос одержал верх над христианским вероучением... Гауди - это не органическая, а органичная архитектура, не имитация созданного природой, а подражание ее творящей силе». И все же архитектор был чрезвычайно религиозен. Творения Гауди напоминают кошмарные видения, что вполне ш испанском католическом духе. Настроение религиозного фанатизма присутствует и е главном его произведении - соборе Саграда Фамилиа (исп. Sagrada Familia - «Святое семейство») в Барселоне. Его строительству. начатому в 1883 г., Гауди отдал сорок три года, но так и не успел завершить. Религиозный символизм проявляется во множестве деталей архитектуры Саграда Фамилиа, в «органичном» движении масс и льющихся сверху потоках света - даже Готика не знала ничего подобного! Но, как и готические соборы, эта фантастическая постройка была по словам самого Гауди «делом трех поколений». Он не мог и мечтать о ее завершении при жизни. Тем не менее она успела стать «энциклопедией Гауди» и местом паломничества многих архитекторов мира. Она возводится до сих пор... А ее создатель погиб трагически и странно. Он был сбит трамваем на улице. В Барселоне его оплакивали как Святого и похоронили в крипте собора Саграда Фамилиа. Современники так и не успели понять, был ли это гений или безумец.

Источник: В.Г. Власов "Стили в искусстве, словарь имён" Том 2, изд. Кольна, Санкт- Петербург .1996 

 

 

Цитаты:

„Величайшее свойство произведения искусства — гармония, которая в пластических искусствах рождается из света. Свет создаёт рельеф и украшает.“

„Архитектура — это создание порядка света.“

„Величайшее свойство произведения искусства — гармония, которая в пластических искусствах рождается из света. Свет создаёт рельеф и украшает. Архитектура — это создание порядка света.“

„Останутся надолго только те, кто трогает сердца людей.“

„Художникам не нужно делать памятников, потому что они уже созданы их трудами...“

„Оригинальность – это возвращение к истокам.“

„Люди делятся на два типа: люди слова и люди действия. Первые говорят, вторые действуют. Я из второй группы. У меня нет средств, позволяющих выразиться адекватно. Я никому не смог бы объяснить свои замыслы. Я их не конкретизирую. У меня никогда не было времени размышлять о них. Я всё время работал.“

 

«Архитекторы московского модерна. Творческие портреты» 

— монография доктора искусствоведения, одного из крупнейших в России специалистов в области истории архитектуры рубежа XIX—XX веков М. В. Нащокиной. рассказывающая об архитектуре московского модерна и содержащая биографии и перечни творческих работ архитекторов, работавших в этом стиле. «Архитекторы московского модерна. Творческие портреты» — одно из наиболее полных справочных изданий, посвящённых архитекторам эпохи модерна и их постройкам. Книга удостоена высшей награды — Золотого диплома в номинации «Лучшее печатное издание об архитектуре и архитекторах» на Международном фестивале «Зодчество-2006». Монография выпущена издательством «Жираф» и выдержала три издания.

Издание содержит общий очерк «Московский модерн. Эпоха и стиль», в котором автор описывает состояние архитектуры и строительства Москвы начала XX века («Город»), исследует стилевые особенности московского модерна, предпосылки его возникновения («Стиль») и даёт общую характеристику зодчих, работавших в этом стиле, роль в формировании их творческого почерка Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Московского архитектурного общества («Творцы»).

Вторая часть книги содержит биографии архитекторов, работавших в Москве в стилистике модерна. О каждом архитекторе написана отдельная статья, которая акцентирует вклад зодчего в развитие московского модерна и, как правило, кратко касается остального его творчества. Статьи содержат хронологический перечень работ (включая нереализованные проекты) и библиографию, использованную М. Нащокиной при написании биографии[5].

Книга содержит большое количество иллюстраций зданий и сооружений московского модерна и фотографии архитекторов, подобранные М. В. Нащокиной и М. В. Золотарёвым. Иллюстративный материал третьего издания существенно расширен.

Издания

Книга выдержала три издания, первое из которых вышло в 1998 году под названием «Архитекторы московского модерна». Второе издание вышло в 2000 году под названием «Сто архитекторов московского модерна» в серии «Русский модерн». В третий раз книга с названием «Архитекторы московского модерна. Творческие портреты» была издана в 2005 году. Текст третьего издания в целом повторяет издание 2000 года, однако биографии и перечни работ архитекторов дополнены М. В. Нащокиной новыми сведениями. В текст внесены необходимые уточнения и исправления. В книге появился также новый раздел — именной указатель заказчиков построек.

1998

Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты / Обложка и оформление: М. Н. Туркатенко, М. В. Нащокина. — М.: Жираф, 1998. — 316 с. — 500 экз. — ISBN 5-89832-006-7. (обл.) Формат: 60x84/16 (145х205 мм)

2000

Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. Творческие портреты. — Изд. 2-е. — М.: Жираф, 2000. — 304 с. — (Русский модерн). — 5000 экз. — ISBN 5-89832-006-7. (обл.) Формат: 84x108/16 (205х290 мм)

2005

Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Изд. 3-е. — М.: Жираф, 2005. — 536 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1. (обл.) Формат: 84x108/32 (130х205 мм)

gallery/Kostjol_Svjatoj_Elizavety_v_Bratislave_resize